Жеңіс Шынар Қайратбекқызы,
учитель английского языка
КГУ ОШ №102
Каждая семья уникальна и в ней есть свои устои, традиции, ценности. Именно в семье у детей формируются характер, модели поведения. Слова В.А.Сухомлинского: «Ребёнок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца», очень точно отражают суть семейного воспитания.
Семейное воспитание это совокупность образования и воспитания, которое осуществляется родителями или их заменяющими лицами (родственниками, опекунами). Семейное воспитание строится на основе личного опыта родителей, также на данных литературы по воспитанию детей, на советах окружающих. Очень важно понимать, что воспитание детей – это противоречивый и сложный процесс.
Целью семейного воспитания является развитие и формирование личности. Для достижения данной цели мы должны учитывать несколько существенных факторов.
От родителей ребёнку передаются внешность, черты характера, определённые способности. И важно принимать ребёнка таким, какой он есть. Если ребёнок проявляет какие-то отрицательные черты характера, нельзя сравнивать его с другими в этот момент. Один из действенных способов – это поговорить с ребенком, помочь отделить «белое» от «черного», принять с его минусами, и проработать их, не нанося психо-эмоциональный вред.
Семейное воспитание должно быть планомерным, последовательным. Важно своим примером показывать, как себя вести в тех или иных ситуациях. Если родитель требует чего-то от ребёнка, но сам в то же время допускает себе другую модель поведения, то у ребёнка происходит непонимание и возникает вопрос: «Почему ему можно, а мне нет?» В такие моменты важно объяснить разницу в поведении, аргументировать. Довод «Я – взрослый, мне можно» не действует, ведь ребёнок в дальнейшем начнёт вести себя также.
Одним из важных факторов является согласование целей и методов воспитания, ведь ребёнка воспитывают несколько людей: родители, родственники, учителя и т.д. Один и тот поступок может оцениваться этими людьми по-разному: один может похвалить за то, за что другой может отчитать. Из-за несогласованности в воспитании у ребёнка могут возникнуть трудности в понимании и определении ценностей, поведения.
Родители должны принимать активное участие в жизни детей. Иногда, просто поговорив с ребенком на незначительные темы, можно узнать, что его интересует, какие у него сложности. В такие моменты важно оказать помощь для самостоятельного принятия решения без нажима.
Как же осуществляется семейное воспитание? Есть несколько наиболее распространённых видов.
Авторитарный стиль семейного воспитания – воспитание ориентированное на послушании. Такой стиль характерен для родителей, которые держат всё на своем личном контроле. Как правило в таких семьях родители решают всё за детей, применяют жесткие методы воспитания. Но данный стиль имеет множество минусов. Сильные по характеру дети начинают проявлять себя бунтуя, ссорясь с родителями, зачастую дети убегают из дома. Неуверенные в себе дети вырастают несамостоятельными, робкими, угрюмыми.
Либеральный стиль воспитания выражается в отсутствии запретов. Родители хотят быть друзьями своим детям, появляется вседозволенность у детей. Но в таких условиях ребёнок начинает вести себя агрессивно, демонстрирует излишнюю самоуверенность.
Авторитетный стиль воспитания – стиль сотрудничества. Особенность этого стиля – ребёнок растёт в дружественной атмосфере. Дети, выросшие в такой атмосфере, рассудительны, спокойны. Родители дают свободу действий, но анализируют и дают обратную связь детям по всем вопросам. Обратная связь предоставляется в форме рекомендации или совета.
Одной из важнейших функций семьи является воспитание. Ведь именно в семье у нас закладываются первые впечатления о мире, первые понимания происходящего. Ребёнок берёт пример с родителей, старается им подражать. Важно понимать, что чем выше культура семьи, тем выше культура ребёнка. Несмотря на выбор стиля воспитания, модели поведения, нужно помнить, что воспитание должно быть направлено на благо ребёнка.