Возможность пройти стажировку была предоставлена по программе повышения квалификации специалистов городских дошкольных организаций, реализуемой Управлением образования г. Алматы. Заведующие детских садов повысили квалификацию и обменялись опытом в дошкольных огранизациях “Eton house” в китайском городе Суджоу, “ENOBLE” в городе Ханчжоу и в “Universiti pendidikan Sultan Idris” в Малайзии.
Стажировка в педагогическом университете имени Султана Идриса началась с знакомства с историей учебного заведения. Коллектив учебного заведения в первую очередь провел экскурсию по музею, где через фотовыставки подробно рассказал о строительстве университета, выборе места, о том, какие документы были подготовлены. Учебное заведение состоит из дошкольного учреждения, школы, колледжа и Университета. Эти четыре ступени образования переплетаются между собой, чтобы создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития детей. Студенты делают поделки и дарят детскому саду. В дошкольном учреждении особое внимание привлекают так называемые «говорящие стены», везде написаны слова, фразы, буквы, выражения. Дети смотрят, изучают и потихоньку приучаются читать. В огромной библиотеке много детской литературы. Также имеется собственная кухня детей, где они сами учатся готовить разные блюда. С 4-х лет дети изучают Ислам. Предусмотрена специальная комната, где на стенах написаны 99 имена Аллаха. В комнате обозначена Кибла, детей с маленького возраста обучат намазу. Большое значение придают чистоте.
В Китае к воспитанию детей относятся с большой ответственностью. Руководитель детского сада “ENOBLE”, в котором мы были, является научным работником. Она ко всему относится с научным подходом. Создает условия и дает сотрудникам возможность роста, дополнительной учебы, совершенствоваться и повышать квалификацию. Среди них есть и доктора наук. Комнаты и коридоры очень просторные. По всему детскому саду развешаны детские работы. Они придерживаются принципа «Живи, люби, думай, учись, работай, принеси пользу своему государству». Дети очень самостоятельные, с малых лет им прививают навыки самообслуживания, они сами умеют одеваться, заправлять кровать, есть, обходиться без помощи взрослых. Сами убирают за собой.
Большое место занимает физкультура. Дети очень активно занимаются спортом, они живые, подвижные, энергичные. Немаловажную роль занимают коллективные игры, где дети вместе создают, что-то строят, используя природный материал, такие как дерево, камень, песок, итд. Почти нет таких материалов, как пластик и железо. Дети изготавливают различные скульптуры из глины. Они также наблюдают как песок после увлажнения превращается в глину. Это очень интересная и увлекательная работа для них.
В детском саду мы прослушали лекции на такие темы, как робототехника, искусство и творчество, инклюзивное образование, связь с общественностью, эффективная работа с родителями, активность на свежем воздухе. Родители активно участвуют в жизни детского сада, присутствуют на разных мероприятиях, праздниках, соревнованиях.
В детском саду г. Сучжоу нас удивило, то что воспитатели проводят исследовательскую работу, демонстрируют все на практике и приводят много примеров. На вопросы ребенка «Почему?» и «Для чего?» пытаются ответить наглядно показывая, объясняя ребенку через действия. К примеру, дети вместе с воспитателями могут попробовать вырастить тыкву в саду детского сада. Они учат сеять семена, ухаживать. Наблюдают за ростом и рассказывают о пользе тыквы. Ребенок, вовлеченный в этот процесс, все видит своими глазами, у него зарождается интерес, он вырастает трудолюбивым и любознательным. Можно сказать, что умение различать виды естественного и искусственного света само по себе является большим достижением для ребенка, который еще не пошел в школу.
Еще одна особенность детского сада «Этно Хаус» – это знакомство детей с древнейшей медициной китайского народа. Малыши знакомятся с различными видами лекарственных трав и делают из них гербарий. Воспитатели объяснят как делаются лекарства. Еще один необычный метод воспитания называется «Обоняние». Различные предметы помещаются во флаконы и их закрывают крышкой. Когда дети приходят, они открывают крышки и нюхают флаконы. Дети через рисунки показывают то, какие чувства у них возникают, когда они ощущают запах, спрятанный во флаконах.
Бережное отношение к природе, охрана окружающей среды стараются привить ребенку с раннего возраста. При входе в детский сад установлены урны для мусора. На каждом ящике есть специальные надписи и рисунки. Дети знают какие отходы куда выбрасывать, самостоятельно сортируют мусор.
Вышеописанные методики и приемы имеют большое значение в современной системе образования. Детский сад — это второй дом для ребенка. Воспитатели как и родители стараются оберегать каждого ребенка и помогать в развитии. В профессии воспитателя нельзя остановиться на каком-то одном методе или технологии, необходимо постоянно узнавать новое и внедрять его в свою профессиональную деятельность. Поэтому опыт наших зарубежных коллег, с которым они поделились поможет улучшить работу воспитателей. Потому что от них требуется не только обширные знания и практические навыки, но и умение творчески, изобретательно подходить к своей работе. Выражаем огромную благодарность Управлению образования города Алматы за возможность обменяться опытом, что позволит значительно повысить качество дошкольного образования в городе.
Жакешова Арман Абдихановна
заведующая КГКП я/с 36
Сейдалиева Сауле Кажембаевна
заведующая КГКП я/с N34