Островерхова Наталья Владимировна
Коммунальное государственное учреждение
«Общеобразовательная школа №87»
г. Алматы Жетысуйский район.
Начальная школа — это начало обучения подрастающего поколения. В связи с изменением требований современного общества, преобразованием страны, направлениями в требованиях страны, психология нового поколения претерпела значительные изменения и была поставлена задача изменить ее на более жизненную.
Суверенитет страны и независимость нашего языка также предъявляют новые требования к подрастающему поколению. Всестороннее изучение детской психологии, глубокое ее знание, постоянное пересечение с особенностями ее индивидуальности ставит перед школой и учителями ответственные и почетные задачи.
К периоду начальной школы относятся дети 7-10 лет. В этот период тело ребенка значительно развивается, укрепляются его мышцы и хрящи, кости, кости стопы, развивается позвоночник, все шейные, поясничные изгибы спины. Зрелость лобных отделов головного мозга играет большую роль в психической деятельности и формировании нервов ребенка.
Интенсивное развитие отдельных психических процессов ребенка происходит в начальных классах. В это время у ребенка созревает способность к восприятию. Развивается зрение и слух, может четко различать цвета. Усваивает свойства и качества воспринимаемых веществ. К новым основам в жизни общества у школьника начальных классов можно отнести наблюдательность к новым вещам в обществе, умение управлять своим восприятием и способность направлять его к нужной цели.
Поскольку основной деятельностью на этапе начальной школы является обучение, то все психические процессы ребенка претерпевают изменения. Проявляя активность в действии, он осуществляет умственную деятельность через внимание.
В учебном процессе также осуществляются мыслительные операции. Ребенок, используя воображение, умеет правильно и легко сравнивать предметы. В специфике развития логического мышления отчетливо проявляются такие виды мышления, как умозаключение, определение причинно-следственных связей, объяснение.
У учащихся развивается и совершенствуется высшая, систематическая продуктивная умственная деятельность. Это проявляется в освоении познавательных отношений об окружающей среде, о внедряющейся в общество новой технике. Благодаря этому у ребенка формируются ум и его познавательные интересы. Также отмечается, что развитие языка у детей младшего школьного возраста – это глубокое и национальное освоение родного языка. Теперь ученик может грамматически очень последовательно объяснить свою игру, свои желания, свои чувства, используя слагаемое на родном языке.
Язык – результат мышления. Необходимо акцентировать внимание на том, чтобы язык ребенка был чистым, адекватным. По мнению Л. С. Выгодского, с началом обучения в школе мышление смещается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, осуществляемое в процессе овладения научными знаниями, формирует и другие познавательные процессы.
Ученый Х. Досмухамедұлы отмечает, что язык, речь – одна из главных черт психологии человека. «Язык-душа народа. Не будет страны, которая сама не знает свой язык. Народ, лишенный языка, — это народ, лишенный страны. Если язык школы и ребенка правильный, то язык страны будет процветать, обогащаться, а язык, который не используется в школе и издательстве, – это запутанный язык».
Первые дни в школе вызывают у ребенка сложные чувства. Эти чувства основываются на новых требованиях касательно отношений между детьми, дома и в школе. Если основным занятием в этом возрасте является игра, то после начала обучения будет доминировать учебно-психическое развитие. В связи с этим психика ребенка претерпевает серьезные изменения. Причиной этому является то, что требования к обучению сложнее для ребенка, чем игра. В связи с тем, что ребенок еще не смог адаптироваться к новым условиям в школе, он испытывает следующие трудности в учебе:
1-й: адаптация ребенка к условиям школы;
2-й: отношения с учителем, сверстниками;
3-й: задания, которые даются ученикам 1-го класса, становятся слишком легкими, и интерес ребенка к обучению может исчезнуть. Однако все трудности решаются в зависимости от развития психики ребенка, он начинает различать плохое и хорошее. Основные познавательные процессы ученика, впервые поступающего в школу, претерпевают значительные изменения после поступления в школу. На этом этапе ребенку требуется большая помощь со стороны учителя и родителей.
К сожалению, бывают случаи когда школьника, у которого есть возможность хорошо учиться, считают недееспособным, глядя на его некоторую умственную пассивность. Это происходит из-за отсутствия у ребенка интереса к чтению, из-за желания избегать умственной работы, из-за устоявшейся в нем веры, что обучение – что-то очень трудное, недоступное ребенку. Таких детей нужно мотивировать, вовлекать в активность и заинтересовать, давая больше информации о тех вещах, к которым он проявил склонность. Полезно давать им дополнительные интересующие материалы и создать условия для получения удовольствия от получения знаний (например, момент правильного составления задачи, который ранее был для него трудным). Это вселяет в школьника уверенность в своих силах и не отставая от других, убеждает в умении учиться лучше.
Учитель не должен забывать и об опасности, которая грозит вдумчивым, способным детям. Они легко усваивают уроки, поэтому не привыкли трудиться и не имеют необходимого желания. Отсутствие умственных усилий может привести к такой ситуации: у таких детей постепенно утрачиваются способности, они превращаются из талантливого школьника в нетрудоспособного, среднего и даже плохого школьника.
Учащиеся начальных классов не знают методы, как можно выполнить задание. Они хотят запомнать данное задание. Так бывает не из-за их гибкости к запоминанию, а из-за того, что их еще не обучили чтению, никто не научил их работать. М. М. Муканов в своей работе «Возрастная и педагогическая психология» показал, что в начальной школе задание дается детям двумя различными способами: во-первых, для выполнения данного задания, ответ к нему ребенок ищет самостоятельно. Во-вторых, задание не дается для поиска ответа. Для выполнения задания дается его пример, например, для заучивания стихотворения дается его текст.
Одной из основных проблем современной детской психологии является развитие психики школьников начальных классов. Задачи исследования развития психики ребенка заключаются в следующем:
* Создание задач, требующих решения проблемных ситуаций.
* Определение уровня принципа сохранения до обучения.
* Исследовать связь между оценкой предметов и словесными рассуждениями перед видимым проявлением.
К. Д. Ушинский: «… начиная с самого младшего класса, у учащихся должна быть своя накопленная точка зрения, подходящая для их возраста… С каждым годом этот подход должен углубляться, расширяться, дополняться». То есть установлено, что познавательная деятельность ученика становится главным условием его развития. В педагогико-психологической литературе роль знаний, убежденность в знаниях, значение подхода учащихся к решению учебно-познавательных задач, влияние возраста и среды даются как необходимые и достаточные условия для формирования познавательной деятельности учащихся.
Данная проблема рассматривается в работах педагогов-психологов Л.Ф.Талызиной, В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина, Ю. К. Бабанского, А. В. Усовой, Д. Б. Эльконина, Л. Е. Шубиной, Б. П. Есипова, М. А. Данилова, И. Я. Лернера, Л. В. Занкова, М. И. Махмудова, А. А. Люблинской, А. Н.Леонтьева.
Согласно исследованиям психологов, педагогов (Н.Лейтес, А. Люблинская, Я. Пономарев, Ж. Пиаже, А. Зак и другие), в течение школьного периода, особенно в период первого класса, формируется психологическая основа познавательной деятельности учащихся и операций воображения, сновидения, творческого мышления и мышления: анализа, накопления, обобщения, сравнения и другие. Также начинают проявляться необходимые базовые способности, такие как оценка деятельности, подведение итогов и высказывание собственного мнения. Еще одна важная особенность школьников начальных классов — повышенная эмоциональная возбудимость.
Ш. А. Амонашвили и педагог Ю. К. Бабанский говорят, что педагогическая оценка понимается как постоянная мера, предъявляемая ученику к объему и порядку знаний. Об оценке в психологии опереляют следующие ситуации:
- во-первых, определяется механизм управления психическим развитием и то, что теоретически представляют собой виды и методы репрезентации человека вместе с самоуправлением;
* во-вторых, оценка выставляется в соответствии со степенью освоения учениками специальных дисциплин;
* в-третьих, в процессе изучения оценочной техники исследуется вопрос получения и обстоятельств получения практических заданий;
* в-четвертых, подвержение значительным препятствиям при ответе на собственные методические вопросы психологии.
В заключение выдающийся казахский педагог-просветитель
И. Алтынсарин твердо вкладывает в память учителя следующее: «Учитель никогда не должен забывать, с кем он работает. Если дети чего-то не понимают, то преподаватель не должен их винить. При общении с детьми желательно не злиться, мягко разговаривать и проявлять терпение, не использовать двусмысленные слова и словосочетания, неуместные термины».