Home » статьи » Национальные игры  народов Казахстана

Национальные игры  народов Казахстана

г.Алматы Жетысуский район
КГУ «ОШ №102»
учитель физической культуры
Дараев Умутжан Умаржанович

 

У каждого народа есть свои национальные игры, и Казахстан – не исключение. Казахские национальные игры это неотъемлемая часть казахской культуры и совмещают в себе отголоски трудовой и духовной деятельности. Так, в каждой игре можно увидеть своеобразный этнокультурный опыт, который может быть интересен как детям, так и

взрослым. Некоторые национальные игры уходят в глубокую историю, проводились еще в древности и сохранились до наших дней.

Конный и спортивно-военный комплекс игр

Конно-кочевая скотоводческая культура, сложившаяся в степях Евразии примерно в I тысячелетии до нашей эры, сыграла огромную роль в развитии культур средней Азии, в которые также входит Казахстан, и успела просуществовать несколько тысячелетий. Роль скотоводства особо сильно выражаются в культурном наследии казахов: в поверьях,

традициях, обычаях, сказках, музыкальном наследии, погребальных обрядах и даже в играх. В культуре казахов выделяют четыре основных вида одомашненных животных, среди которых особое место занимала лошадь в силу кочевого уклада народа. Помимо навыков езды на лошади, кочевники также придавали внимание физической подготовке и

стратегическому мышлению. Большую роль также играли военные навыки человека.

Кокпар

“Кокпар” – это одна из популярных национальных игр Казахстана. Ее также можно назвать и своеобразным наездническим “футболом” кочевников. Эта игра была распространена в древности не только среди казахов, но и у алтайцев (кок-бору), кыргызов (улак-тартыш), башкир (кук-буре) и многих других народов Азии. Раньше в игру играли, возвращаясь с охоты. Все наездники собираются на поле. На расстоянии пятидесяти или шестидесяти шагов бросается туша козла. Игра заключается в том, что

наездник должен захватить тушу козла и не дать своему врагу забрать ее. Тот, кто окончательно захватил тушу и бросил ее во вражеский “казан” (ворота) – победитель. Изначально игра была довольно жестокой, так как игроки могли применять друг к другу физическую силу, но в нынешнее время это запрещено. Игра в кокпар имеет две разновидности: первая – где соревнуются жигиты (парни) из двух разных аулов (дада-тартыс), и вторая – где соревнуются жигиты из одного аула (жалпы-тартыс). В первой победителем становится тот аул, чей выходец выиграл козла, когда во второй – каждый человек борется сам за себя. На словах разворачивается довольно простая картина, когда на самом деле игра требует предварительной подготовки: игра в кокпар требует хороших

физических показателей и искусное наездничество. Почти всегда зрители собираются посмотреть на игру.

Кыз куу

“Кыз куу” можно отнести к играм, что раньше сопровождали семейно-родовые торжества. Название этой интересной игры дословно переводится как “догнать девушку”. Игра довольно популярна до сих пор, и несет в себе традиционный характер и также проводится верхом на лошадях. Аналоги игры существуют на территории всей Средней Азии. Например, в Киргизии она носит название “кыз куумай”, а в башкирии

“кыз кыуыу”. Согласно старому обычаю, эта игра проводилась между юношей и

девушкой (обычно перед их помолвкой), где юноша должен был доказать свое мастерство в наездничестве. Эта традиция совмещает в себе потешную игривость, и в то же время тяжесть романтики тех времен. Игра словно воплощение рамок высоким чувствам в тяжелый век, когда одним из твоих решающих факторов выживания и успеха окажутся исключительная сила, ловкость и резвость реакций. В такое время лишь после стального доказательства силы и утверждения уверенности в себе, можно было получить желаемый выход деликатных и хрупких чувств. По правилам, девушка и юноша верхом на лошадях становятся на старте. Девушка должна стоять в 12-15 метрах впереди от юноши и с

сигналом игра начинается. На расстоянии 400-500 метров устанавливается флажок, который обозначает поворотный пункт. Главной целью парня является догнать девушку. Если юноша сумеет догнать ее, то его наградой могут быть объятия и поцелуй на скаку. Если догнать девушку не получается, то тут уже ему приходится убегать от нее. Однако призом девушки уже будет возможность отстегать юношу камчой. Данная игра – интересное увеселительное зрелище для зрителей. Иногда мастерство игры оценивается по пятибалльной системе. В оценке учитывается три фактора: искусство владения конем, изящность исполнения и резвость скачки. Ради поддержания красоты зрелищной традиции, участники обычно одеты в одномастные красочные костюмы.

Асық ату

Суть игры заключается в следующем. Играют 2 или 4 человека. Собирают бараньи косточки численностью 20- 30 штук ( кратные 2). Одну кость красят в алый цвет (это Хан). Бросают жребий, кому начинать. Первый игрок выбрасывает кости из мешочка. Они ложатся на пол. Начинающий игру должен движением пальца «выбить» одну косточку другой, стоящую в таком же положении. или «Выбить» можно несколько косточек.

При этом надо постараться не задеть рядом стоящих косточек. Если задел или не выбил нужную косточку, то право продолжать игру переходит следующему игроку. Хана выбивают последним. Игрок, выбивший хана, является абсолютным победителем. Игра развивает глазомер, вырабатывает ловкость и находчивость, вырабатывает мелкую моторику рук.

Игры в кости Существует огромное количество разных игр в асык. Вот некоторые из них.1. Алшы. Игроки выставляют на кон по одному – два асыка. Количество игроков неограниченно. Затем по очереди от кона игроки бросают битки(саха) на расстояние, которое им оптимально подходит для выбивания кона. Очередность определяется по принципу, указанному выше. Игроки могут намеренно попадают при броске на битки соперников, тогда они стреляют в кон с того же расстояния первыми. В общем чем дальше саха игрока от кона, тем раньше он стреляет. Игрок первым выбивший асык из кона на три табана, забирает весь кон. Если никто из игроков за первый бросок не сумел выбить кон, они стреляют с противоположной от кона стороны, причем с той линии на которой при первом броске оказался биток.

«Омпы» – вертикальное положение асыка. В эту игру могут играть от 2 до 10 детей. Начертите на земле две черты, а между ними ровно по середке проведите линию. На этой линии будет кон. Каждый из игроков ставит на кон по два асыка. В центр кона поставьте один асык в положении «омпы». А теперь, выстроившись у черты, по очереди выбивайте своим асыком асыки на кону. Выбитые вами асыки, забирайте себе. Тот, кому удается выбить «омпы», забирает себе все асыки на кону. Тот, у которого окажется большее, чем у всех количество асыков, будет победителем в этой игре.

Основные термины, которые используются в правилах Алча (алшы)-стоячее Бук (бүге)-противо- положение асыка положное боком, вверх выемкой, положение а плоской стороной асыка к алче вниз. Тайке(тәйке)- Чик (шік)- лежачее Лежачее положение положение -выпуклой стороны выемки асыка вверх -асыка вверх Омпы (омпа, оңка) Шоңқа- вертикальное положение асыка положение асыка когда его усы противоположное воткнуты вниз омпе Кеней (кенай, кентай)-асык, фронтально выставляемый на кон.

Жесты используемые в игре “АСЫК” БУК-положение вытянутой руки, когда пальцы рук собранных в кулак повернуты вниз. ШІК- положение вытянутой руки вперед когда пальцы сжатые в кулак обращены вверх АЛШЫ- положение сжатой в кулак вытянутой руки, когда большой палец выставлен прямо вверх.

ТАЙКЕ – положение кисти руки, когда все пальцы вытянуты вперед. ОМПА- положение вытянутой вперед руки когда 4 пальца кисти обращены вертикально вниз (под 900).ШОҢҚЫ- положение вытянутой вперед руки, когда 4 пальца кисти обращены вертикально вверх (под 900).

Памятник Асыку в Алматы перед зданием Республиканского музея спортивной славы стоит на”алче” огромный асык, который называют “Асыком удачи”. Это старая казахская примета: бросался асык – если он становился на ребро “алче”, то человека ожидала непременная удача. Так что прикоснитесь к огромному “Асыку удачи” и тогда сбудется пожелание, написанное на постаменте: “Асыгыныз алшысынан турсын!”

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*