Home » статьи »  Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

 Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Исина Гульнар Махмедовна
Карагандинская область
Бухар-Жырауский район, п.Ботакара
Казахская опорная школа
им. Султанмахмута Торайгырова
(ресурсный центр)
 при школе Мини-центр  «Балауса»
воспитатель

Полноценное и всестороннее развитие и воспитание детей дошкольного возраста невозможно без правильно организованной и достаточной двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребенка. Растущий организм ребенка нуждается в движении, и удовлетворение этой потребности является  важнейшим условием его жизнедеятельности и развития.

Двигательная активность дошкольника часто обусловлена предложенным ему двигательным режимом, который состоит из организованной и самостоятельной деятельности. При разработке рационального двигательного режима в детском саду важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности ребенка в физической активности, но и предусмотреть, чтобы она соответствовала его двигательному опыту, интересам, желаниям и функциональным возможностям организма. Поэтому педагог должен позаботиться об организации, разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. Для этого необходимо иметь правильно подобранное физкультурное оборудование.

При рациональном подборе и размещении физкультурного оборудования создаются благоприятные условия для развертывания разнообразной самостоятельной двигательной активности ребенка.

Гармоничность сочетания разнообразных форм цветовой гаммы разных пособий в оформлении физкультурно-игровой среды вызывает у детей положительные эмоции. Рациональная двигательная активность детей и многообразие условий предметной среды формируют у них привычку к регулярным занятиям физической культуры.

В нашем детском саду проводится обширный комплекс оздоровительных мероприятий:

— соблюдение температурного режима, проветривание, согласно СанПиН;

— облегченная одежда в детском саду (внутри учреждения);

— утренняя гимнастика, гимнастика после сна;

— корригирующая и дыхательная гимнастика;

— закаливающие процедуры (согласно возрасту детей).

— использование ребристых дорожек – для профилактики плоскостопия.

— занятия, прогулки, походы;

— правильная организация прогулок и их длительность;

— соблюдение сезонной одежды воспитанников (индивидуальная работа с родителями);

— мытье прохладной водой рук по локоть – средний-старший возраст;

— самомассаж;

— витаминотерапия

— недели здоровья (2 раза в год);

— физкультурные занятия;

— использование народных средств (ношение кулонов с чесноком) в целях профилактики вирусных инфекций;

— вакцинация воспитанников детского сада (с согласия родителей) и сотрудников  в период повышенной заболеваемости ОРВИ и ОРЗ;

— также с детьми проводится звуковая, артикуляционная гимнастики; логоритмика (с участием логопеда, музыкального руководителя).

— широко используется информация в родительских уголках, папках-передвижках, устные консультации.

Немаловажным является процедура закаливания детей дошкольного возраста. Самым эффективным методом закаливания является хождение по массажной дорожке. Ежедневно, после сна, дети с удовольствием ходят по массажным дорожкам- «Тропе здоровья». Это позволяет не только получить заряд бодрости, но и укрепляет иммунитет, улучшает обмен веществ, а также является профилактикой плоскостопия у детей.

Вышеперечисленные оздоровительные мероприятия направлены на сохранение имеющегося потенциала здоровья и на своевременную коррекцию возникающих отклонений. Для этой цели дети, посещающие детский сад, ежегодно осматриваются врачом –педиатром.

Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус.

На повышение двигательного статуса детей оказывает большое влияние двигательный режим. Вся физкультурно-оздоровительная работа в нашей группе строится с учётом структуры двигательного режима для детей дошкольного возраста.

Организованной формой в этом двигательном режиме являются физкультурные занятия, которые проводятся три раза в неделю, один раз (в соответствии с погодными условиями) занятия физкультурой проводятся на улице.

При проведении занятий, мы используем как традиционные, так и нетрадиционные формы занятий: сюжетные, тренировочные, контрольные, комплексные, игры-эстафеты и др. Процесс обучения на занятиях носит дифференцированный, вариативный характер. Используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию.

Мы составили примерное распределение на год программного материала по двигательно-игровой деятельности на улицу в зимний период.

Зимние игры и спортивные упражнения на прогулке:

  1. Виды движений (ходьба, бег, прыжки).
  2. Метание снежков в цель.
  3. Прокатывание шаров хоккейной клюшкой.
  4. Катание на санках (на скорость).
  5. Ходьба по снегу змейкой.
  6. Метание снежков в ворота.
  7. Прыжки по снегу от флажка до флажка.
  8. Прокатывание льдинок клюшкой.
  9. Метание снежков на дальность.
  10. Скольжение по ледяной дорожке.
  11. Рисование узоров на снегу.
  12. Ходьба и бег по глубокому снегу.
  13. Перешагивание через снежные валы.
  14. Сбивание снежком мишеней.
  15. Сбивание «сюрпризов».
  16. Прятки за сугробами.
  17. Катание на лыжах
  18. Катание на санках, с горы на ватрушках.
  19. Сбивание снежком летящей тарелки.
  20. «Хоккейная эстафета».
  21. Продвижение на санках в положении лежа на животе, отталкиваясь палочками.

Существует много способов сохранения и укрепления здоровья детей. Однако сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья — не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Поэтому я считаю, что только общими усилиями педагогов, специалистов и семьи при комплексном использовании здоровьесберегающих технологий можно воспитать физически здоровых, крепких детей. В данном направлении я и стремлюсь работать.

Литература:

  1. Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения – Нур-Султан-2020 г.
  2. «Занимательная физкультура в детском саду» К.К.Утробина- М.Издательство ГНОМ и Д, 2004 г.
  3. «Игры и развлечения детей на воздухе» Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Л.С.Фурмина Издательство «Просвещение»1980 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*