Home » статьи » Атмосфера сотрудничества  в начальных классах

Атмосфера сотрудничества  в начальных классах

г. Алматы Турксибский район КГУ “ОШ 203”
учитель начальных классов
Масимова Гузель Абдрахманкызы

Создание в начальной школе атмосферы сотрудничества и безопасности начинается с развития благоприятной психологической обстановки в школе, что является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и напрямую влияет на качество образования.

Сотрудничество на уроке через общение учителя и учащихся

Повышение благоприятной психологической обстановки осуществляется через создание условий, способствующих социализации и самоактуализации подрастающего поколения. Это восприятие каждого учащегося как неповторимой личности, присутствие атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимоподдержки и взаимопомощи во всех видах взаимодействия учителя и учащегося.

Именно педагогу в силу возрастных особенностей детей и специфики педагогической работы (большое количество времени педагог проводит с классом, высокая авторитетность педагога для детей, дети сенситивны к внешним воздействиям) наиболее подвластны механизмы управления детским коллективом, следовательно, на него ложится весь груз ответственности за микроклимат класса.

От педагогического стиля учителя зависит атмосфера сотрудничества и безопасности на уроке и во внеурочное время. В коллективе младшие школьники смотрят друг на друга глазами педагога. Оценивают поступки, проступки одноклассников с помощью критериев, предложенных педагогом. Ребенок, которого хвалят, становится объектом желаемого общения. К нему тянутся другие дети, с ним хотят дружить. И наоборот – замечания, упреки, наказания отрицательно влияют на имидж ребенка: он превращается в объект нежелательного общения.

Благоприятный микроклимат способствует полноценному развитию младших школьников. Его создание в классе является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.

Признаки благоприятного микроклимата:

-доверие;

-высокая требовательность членов группы друг к другу;

-доброжелательная и деловая критика;

-свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего -коллектива;

-отсутствие давления руководителя на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;

-достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;

-удовлетворенность коллективом;

-высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях;

-способность каждого принять на себя ответственность за состояние дел в группе.

Созданию атмосферы сотрудничества поможет мотивация. Каждому учителю известна ситуация, когда ребенок может учиться, но ленив, безынициативен и равнодушен. В младшем возрасте большинство школьников учатся с интересом. Но с возрастом интерес значительно ослабевает. Поэтому мотивация деятельности учащихся необходима на каждом уроке.

Элементы учебной мотивации:

-развитие в процессе учения;

-коллективная деятельность;

-познание нового, неизвестного;

-необходимость образования для дальнейшей жизни;

-возможность общения с помощью учебной деятельности;

-похвала от значимых лиц;

-учеба как привычное функционирование;

-возможность лидерства и престиж;

-стремление оказаться в центре внимания;

-желание избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников и др.

Создать атмосферу сотрудничества на уроке можно с помощью приемов, которые хорошо зарекомендовали себя на практике:

Проблемная ситуация обеспечивает плавный переход от ранее изученной темы к новой. Организуется живой диалог, начинается обсуждение проблемы, поиск решения или вывода и т. д. Такое начало урока готовит учащихся к включению в новые познавательные процедуры, создает позитивный, доброжелательный, благоприятный эмоциональный фон.

Элементы игры – применение сюжетной игры «Супермаркет», дидактических: «Найди ошибку», «Закодированный ответ», «Эстафета» – обеспечивают интерес в подаче нового материала, закрепление изученного.

Логические игры (загадки, кроссворды, ребусы) дают возможность младшему школьнику самому определить тему урока и сформулировать основную цель т. д.

Исследовательская деятельность расширяет кругозор ребенка и позволяет самостоятельно найти ответы на поставленные вопросы.

Задания на самостоятельный поиск информации с помощью ресурсов (познавательные детские журналы, учебники, книги, ИКТ) помогают развивать умение вычленять главное, самостоятельность, познавательные способности, мышление).

Современная школа – сложный социальный организм. Учебно-педагогический процесс может быть успешным только при наличии контакта учителя и учеников. Взгляды и убеждения учителя, его поступки оказывают решающее влияние на отношения, складывающиеся между учителями и их воспитанниками.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*