Шингалиева Мариям Амандаулетовна
учитель начальных классов средней школы №4
г. Аксай Западно- Казахстанской области
Профессия педагога — одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог — это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей.
Профессионально-педагогическая культура является условием педагогической деятельности, которое способствует дальнейшему становлению и саморазвитию профессиональных и личностных качеств воспитателя дошкольного учреждения. Профессиональная культура — это универсальная система, включающая профессиональные знания и ценности, которые в виде образцов и норм, принятых в конкретной профессиональной области, регулируют профессиональную деятельность.
Данный вид культуры дает возможность увидеть не только проблемы, но и пути их решения, перспективы развития, помогает овладеть достижениями науки, передовым педагогическим опытом, но главное — активное качественное преобразование личности воспитателя своего внутреннего мира, приводящее к качественному новому его строю и способу жизнедеятельности, творческой самореализации личности в профессии.
Успешность профессиональной деятельности в значительной степени зависит от того, насколько индивидуальные психологические качества специалиста соответствуют требованиям профессии, насколько полно личность воспринимает традиции, нормы и правила поведения в определенной профессиональной среде. Это дает основания говорить о месте и значимости профессиональной культуры, путей ее формирования как важного фактора развития и становления профессиональных качеств личности.
Для понимания сущности профессионально-педагогической культуры следует иметь в виду следующие положения, описанные В.А. Сластениным, которые раскрывают связь общей и профессиональной культуры, ее специфические особенности:
- профессионально-педагогическая культура — это универсальная характеристика педагогической реальности, проявляющаяся в разных формах существования;
- профессионально-педагогическая культура представляет собой интериоризированную общую культуру и выполняет функцию специфического проектирования общей культуры в сферу педагогической деятельности;
- профессионально-педагогическая культура — это системное образование, включающее в себя ряд структурно-функциональных компонентов, имеющее собственную организацию, избирательно взаимодействующее с окружающей средой и обладающее интегративным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных частей;
- единицей анализа профессионально-педагогической культуры выступает творческая по своей природе педагогическая деятельность;
- особенности реализации и формирования профессионально-педагогической культуры учителя обусловливаются индивидуально-творческими, психофизиологическими и возрастными характеристиками, сложившимся социально-педагогическим опытом личности.
Основными направлениями совершенствования профессиональной деятельности учителей начальных классов как наиболее важными с точки зрения формирования их организационнной культуры являются: внедрение инновационных образовательных технологий, увеличение внеклассных форм работы, обогащение психолого-педагогическими знаниями, включение в курсы повышения квалификации, оптимизация психологического обеспечения профессиональной деятельности.
Педагог начальной школы, готовый к профессиональной деятельности, обладающий высоким уровнем сформированности организационной культуры, должен обладать следующими личностными и профессиональными характеристиками:
устойчивым интересом к технологическим инновациям, мотивацией творческой активности, самосовершенствования и самореализации в профессиональной деятельности, преодоления затруднений в инновационной деятельности, ценностями профессионального самовыражения в деятельности, психологической установки на личностные изменения;
знаниями о современных технологиях, пониманием целей деятельности в педагогике начального образования, знаниями современных достижений в практике работы с младшими школьниками;
осознанием, способностью к критическому анализу собственной инновационной деятельности, критичностью мышления, адекватностью профессиональной самооценки;
высоким уровнем развития способности видеть индивидуально-типологические особенности детей младшего школьного возраста и выстраивать обучающие программы в соответствии с особенностями каждого ребенка;
способностью к поиску и использованию инновационных технологий в педагогической работе с младшими школьниками;
изменению стратегии собственной профессиональной деятельности в соответствии с социокультурными требованиями;
способностью к личностному и профессиональному росту.
Для того чтобы процесс формирования организационной культуры осуществлялся эффективно, необходимо учитывать то обстоятельство, что гармоничным данный процесс может быть только при условии моделирования данного процесса в ходе профессиональной деятельности учителей начальных классов, поскольку именно моделирование, а затем и реализация педагогической технологии делает процесс формирования организационной культуры педагога начальной школы вполне организуемым, управляемым, с предсказуемыми позитивными результатами.
Список литературы:
1,Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. –Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
2.Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. М., 2001.
3.Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Просвещение, 1995. 38 с.
4.Формирование профессиональной культуры учителя / Под ред. В.А.Сластенина. — М., 1993.
5. Регуш Л.А., Орлова А.В. Педагогическая психология. СПб., 2010. 414 с.