Home » статьи » К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Бектурганова Карлыгаш Кемельхановна
старший  преподаватель кафедры ППСОП
филиала «АО «НЦПК  Өрлеу» институт повышения квалификации
педагогических работников по    Жамбылской области

     Современный этап развития общества обозначает тенденцию к увеличению числа детей, имеющих различные нарушения в развитии и с каждым годом проблема не исчерпывает себя, а, напротив, становится все более злободневной и требующей решения.

На сегодняшний день проблемы психического плана, нарушения моторного и  речевого развития ребёнка, комплексных нарушений чаще всего проявляются, а, следовательно, и диагностируются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте.

Обозначаемое выше, создает трудности в освоении программного материала образовательных стандартов, сложности в социализации и адаптации детей, выступая детерминантами появления вторичных психологических отклонений и другого.

Итак, проблема актуальная и значимая для общества специфицирована необходимостью выявления отклонений и нарушений в развитии детей в ранние сроки, в этой связи начало адресной, комплексной, коррекционной помощи, что в конечном итоге позволяет корригировать уже имеющиеся нарушения и одновременно предупредить возникновение последующих.

Таким образом, проблема психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребёнка на этапе раннего и дошкольного возрастов становится все более актуальной.

Деятельность многих образовательных учреждений в реалиях современности и ориентирована на оказание подобной помощи и сопровождения.

Идея компенсации и сверхкомпенсации стала центральным понятием в системах психологии, основанных на принципах целостности психики (В. Штерн, А. Адлер, Л.С. Выготский и др.).

Сужая проблематику рассмотрения, обозначим в качестве одного из аспектов задержку психического развития у детей.

В современном российском обществе, к сожалению,  сложилась стойкая тенденция интенсивного роста количества детей с «задержкой психического развития»  (ЗПР) различного генеза.

На сегодняшний день соотношение этих детей ко всей детской популяции приравнено к 20-30%. Однако, к сожалению, этот показатель не уменьшается год от года, а, напротив, растет и складывается из следующих параметров:

— возрастающего процента детей с ЗПР относительно детей с нормальным психическим развитием;

— все большего увеличения количества выявляемых детей с ЗПР.

Большинство отечественных ученых и практиков признает, что в последнее десятилетие наиболее перспективным направлением в разрешении проблемы обучения и воспитания детей с отклонениями и нарушениями в развитии становится социальная адаптация в условиях интеграции на что указывают Алехина С.В., Егоров П.Р., Малофеев Н.Н., Семаго Н.Я, Семаго М.М. и др.. Эти основания заставляют пересмотреть устоявшиеся в теории и практике целевые установки, содержание и методы работы с детьми.

«Инклюзия — это процесс, происходящий с индивидами  (социальными группами), а интеграция – процесс, происходящий в самом обществе. Интеграция может быть следствием инклюзии, а не наоборот».

Целью инклюзивного образования выступают принципиально новые образовательные и социальные достижения воспитанников, возможность наиболее полноценной жизни, активного участия в жизни коллектива, самореализация, осознание конституционных прав и гражданских свобод. Для достижения таких целей, инклюзия должна быть систематической и целенаправленной, необходимо в этой связи обучение ребенка c ограниченными возможностями в рамках системы непрерывного подхода.

Процесс включения детей с ОВЗ в общую образовательную среду, подразумевает гибкость образовательной системы и возможность подстроить ее под ребенка, обеспечивает равное отношение ко всем участникам процесса.

Также актуальным становится необходимость  применять гибкие модели и технологии образовательного процесса.

Вся работа в образовательном учреждении осуществляется в соответствии со следующими принципами:

— принцип индивидуального подхода;

— принцип активного включения в образовательный процесс;

— принцип междисциплинарного подхода;

— принцип партнерского взаимодействия с семьей;

— принцип динамического развития  образовательной модели учреждения.

Таким образом, инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей для всех воспитанников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого ребенка и максимального раскрытия его потенциала. 

Испoльзoвaннaя литeрaтyрa: 

  1. Бабкина Н. Лаборатория содержания и методов помощи детям с трудностями в обучении / Н. Бабкина // Дошкольное воспитание, 2006. — N12. — С.46-54.
  2. Белошеина Е.А. Занятия с детьми, имеющими отклонения в развитии (ЗПР, ОНР, ЛГНР) / Е.А. Белошеина // Ребенок в детском саду, 2007. — N6. — С.18-23.
  3. Голикова О.Ю. Система работы по развитию эмоций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / О.Ю. Голикова // Дошкольная педагогика, 2007. — N4. — С.30-34.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*