22 апреля 2025 года на базе КГУ «Специальный ясли-сад №13» города Алматы прошёл городской семинар на тему: «Мир на кончиках пальцев: приёмы и способы развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения и речи».
Цель мероприятия — повышение профессиональной компетентности педагогов в области применения эффективных методов и технологий, направленных на развитие мелкой моторики у детей с особыми образовательными потребностями.
Актуальность рассматриваемой темы не вызывает сомнений. Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями зрения и речи напрямую связано не только с формированием двигательных умений и навыков, но и с развитием речи, когнитивных способностей, сенсорного восприятия, а также с успешностью социализации в целом.
В семинаре приняли участие представители городских образовательных структур и учреждений: Туралина Ж.А — методист городского дошкольного ресурсного центра г. Алматы, Бексултанова С.Д. — руководитель проектов ЧФ «Дара», Самиева Г.Б. — методист лаборатории специального и инклюзивного образования ННПЦ РСИО, Көшер Н.Ө. – пресс-секретарь ННПЦ РСИО, заведующая КГКП «Ясли-сад №181» Маханбетова М.А, заведующая КГКП «Ясли-сад №3» Ергазиева А.Т, а также методисты и специалисты 13 специальных дошкольных организаций Алматы.
Семинар был открыт заведующей КГУ «Специальный ясли-сад №13» Ошакбаевой А.К., которая поприветствовала гостей и участников, подчеркнув значимость обсуждаемой темы для всех категорий педагогов, работающих в инклюзивной и специальной образовательной среде. Бексултанова С.Д. поделилась успешными практиками фонда Дара» по внедрению инклюзивного подхода и поддержки детей с особыми образовательными потребностями. Методист лаборатории специального и инклюзивного образования ННПЦ РСИО Самиева Г.Б. рассказала о необходимости сотрудничества науки и практики при внедрении инновационных методов развития детей с ограниченными возможностями.
Программа семинара включала теоретический блок и практическую часть.
Методист Турганбаева А.К. в своём выступлении акцентировала внимание на особенностях формирования мелкой моторики у детей с нарушениями зрения и речи, отметив необходимость использования специальных приёмов и оборудования в обучении незрячих воспитанников. Было подчёркнуто, что развитие тактильного восприятия и моторных навыков у детей с нарушениями зрения особенно важно, поскольку кисть руки становится для них основным каналом восприятия окружающего мира.
Практическая часть семинара была представлена в виде серии мастер-классов, в которых педагоги продемонстрировали авторские разработки, нетрадиционные методы и технологии:
- Тифлопедагог Лесбек М.Е, представила приёмы использования компенсаторных средств в работе с незрячими детьми;
- Мама воспитанника старшей группы под руководством воспитателя Абдилдаевой К.К. провела мастер-класс «Пальчиковый театр в семье ребёнка», который стал ярким примером успешного сотрудничества педагогов с родителями и их активного участия в жизни детского сада;
- Воспитатель средней группы Суанбекова К.Т, продемонстрировала элементы метода Монтессори в работе с детьми по развитию мелкой моторики;
- Логопед Таласбаева Л.Д. представила криотерапию как метод стимуляции моторики и речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи;
- Воспитатель старшей группы Жекеева Г.Г. показала возможности гидрогимнастики как нетрадиционной формы пальчиковой гимнастики;
- Педагог-психолог Абсаттарова Т.А. раскрыла методику пескографии в развитии моторики и сенсорики;
- Логопед Жиенбаева С.Н, представила игры с мозаикой, как эффективный способ развития точности движений и координации рук.
Также участникам был представлен видеоматериал об опыте педагогов в применении нетрадиционных техник рисования: рисование мятой бумагой, мыльными пузырями, пластилинография, ниткография и граттаж.
Важным элементом семинара стала выставка дидактических пособий, игр и работ воспитанников, выполненных в различных сенсомоторных техниках. Каждый участник получил методический пакет с актуальными материалами по использованию криотерапии, пескографии, гидрогимнастики и других инновационных приёмов.
Особо стоит отметить активное участие родителей, что подчёркивает значимость тесного взаимодействия семьи и образовательной организации. Опыт включения родителей в практическую деятельность детского сада служит примером эффективной модели партнёрства в интересах развития ребёнка с особыми образовательными потребностями.
Семинар завершился круглым столом, где участники обменялись мнениями, отметили высокий профессиональный уровень представленных мастер-классов и выразили заинтересованность в дальнейшем распространении эффективных практик через подобные мероприятия
КГУ «Специальный ясли-сад №13»
Управления образования г.Алматы
Ошакбаева Айгуль Кельгентаевна
Турганбаева Айсулу Куандыковна