Home » статьи » Значимость изучения синтаксиса в школе

Значимость изучения синтаксиса в школе

Алибаева Сымбат Спандиярқызы,
учитель русского языка и литературы
гимназии №140 имени М.Макатаева
г.Алматы

Язык – это исторически сформировавшаяся система содержательных форм, с ее помощью люди могут превращать свои мысли в некое общественное достояние и в духовное богатство общества. Язык играет ведущую роль в формировании и развитии человеческого сознания, так как мыслительная деятельность человека, во всяком случае в более или менее развитых формах, неотделима от использования языков того или иного рода. Именно использование языка позволяет человеку производить основную часть мыслительных операций.

Русский язык – язык международного общения в современном мире.

Необходимость глубокого изучения русского языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативным средством, обслуживая членов общества в их общении между собой, и средством выражения чувств, настроений.

Основу русского языка как школьного учебного предмета составляет наука о русском языке. В разные периоды развития отечественной школы состав учебного предмета «Русский язык» менялся в зависимости от целей изучения русского языка, от уровня развития науки о русском языке.

Компетентность учащихся в знаниях о языке и речи обеспечивается в результате изучения всех сторон языка (его фонетики, лексики, словопроизводства, морфологии и синтаксиса) и речи (ее текстовой основы, стилевых разновидностей и типов организации высказывания), его обеих форм – устной и письменной, норм литературного языка. Все это, усвоенное достаточно прочно, обеспечивает школьникам сознательное пользование русским языком в речи как средства общения.

Язык играет важную роль в жизни человека. Благодаря ему закрепляются все знания, получаемые в процессе жизни, так как мы не перестаём излагать их, руководствуясь своим мнением или отношением в беседах на работе, в школе или в дружной компании. «Синтаксис» в данном случае выступает основным помощником в построении русской речи, помогая правильно формировать словосочетания и предложения.  Поэтому в разделе «Синтаксис» изучаются и формулируются средства и правила построения связной речи — того, без чего язык не может нормально функционировать.

Синтаксис – раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение словосочетаний и предложений, а также учение о функционировании в речи разных лексико-грамматических классов слов, что указывает на коммуникативную природу синтаксиса. Традиционно синтаксис изучается в школьном курсе грамматики. Ведь в синтаксической основе происходит усвоение норм произношения, процессов словоизменения, формирование речевых и языковых умений, орфографических навыков. Синтаксис помогает нам лучше и красивее выразить наши мысли, используя все возможности родного языка в речи.

Первые сведения по данному разделу, обучающиеся получают еще в начальной школе. Они изучают виды предложений по цели высказывания, по интонации; связь между словами в предложении и т.д. В 5 классе уже изучается пропедевтический курс. Его изучение позволяет сформировать у обучающихся такие знания, умения и навыки как: выделять словосочетания из предложения и конструировать собственные; уметь применять словосочетания в тексте; находить грамматическую основу предложения; определять количество грамматических основ в составе сложного предложения и уметь составлять схемы предложений; знать, на какие вопросы отвечают второстепенные члены и уметь находить их в предложении; распространять предложение второстепенными членами; определять вид предложения по цели высказывания, интонации, количеству грамматических основ. Материал курса русского языка распределяется следующим образом: в 5 — 7 классах изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, словообразование, морфология и орфография. Систематический курс синтаксиса, предложение как основная коммуникативная единица языка и функционально-стилистические возможности синтаксиса изучается в 8 — 9 классах.

Изучении синтаксиса представляет некую трудность, потому что дети с казахским языком обучения затрудняются в некоторых случаях правильно строить предложения, находить главные члены предложения и тд.

Уже в начальных классах учащиеся получают сведения о видах предложений, о главных и второстепенных членах предложения, о словосочетаниях, о тексте (его видах: повествование, описание, рассуждение). Школьники получают сведения о предложениях с однородными членами (с одиночными союзами и, а, но и без союзов), учатся произносить их с интонацией перечисления, употреблять в устной и письменной речи, правильно ставить знаки препинания.

В 5 же классе изучение раздела «Синтаксис и пунктуация» позволяет сформировать у учащихся следующие знания, умения и навыки: выделять словосочетания из предложения и конструировать собственные; уметь использовать словосочетания в тексте; находить грамматическую основу предложения; знать, на какие вопросы отвечают второстепенные члены и уметь находить их в предложении; распространять предложение второстепенными членами; определять количество грамматических основ в составе сложного предложения и уметь составлять схемы предложений; определять вид предложения по цели высказывания, интонации, количеству грамматических основ. Можно сказать, что изучение синтаксиса в 5 классе закладывает фундамент основных знаний, умений и навыков учащихся по данному разделу. Именно поэтому на уроках русского языка необходимо использовать различные способы и приёмы для формирования осознанного владения теоретическими знаниями и умения использовать их в различных языковых ситуациях. Наилучшим способом формирования и знаний, и умений является работа с текстами художественных произведений. Именно текст позволяет не только показать особенности той или иной синтаксической единицы, но и раскрыть возможности её использования как средства выразительности. Получив основы знаний по синтаксису в 5 классе, учащиеся и в 6-7 классах продолжают их совершенствовать, что помогает перейти к более глубокому его изучению в 8 классе.

Основной задачей обучения русскому языку в 8-9 классах является расширение и углубление знаний учащихся по морфологии и синтаксису, формирование учебно-языковых умений и навыков: вычленение из предложения словосочетаний и определение вида синтаксической связи, различение простого и сложного предложений, определение типа простого предложения, обнаружение и разграничение конструкций, осложняющих предложение, обнаружение частей в составе сложного предложения и определение типа сложного предложения и т.д. За два года учащиеся должны в совершенстве овладеть грамматическими и пунктуационными нормами построения словосочетаний и предложений.

Следовательно, каждый урок изучения синтаксиса представляет собой кропотливую работу по повторению, углублению и закреплению знаний. Знания, полученные в предыдущих классах, позволяют использовать чаще самостоятельную, групповую работу на уроке. Создание проблемной ситуации, нахождение её решения, самостоятельный вывод учащихся приводят в итоге к ситуации успеха на уроке для каждого учащегося.

Для организации изучения синтаксиса на уроках русского языка нужно помнить основные принципы:

1) должна проводиться систематическая работа по развитию речи учащихся:

а) обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

б) обучение грамматическим нормам русского литературного языка;

в) обучение учащихся использованию изучаемых грамматических единиц в собственной речи с учетом цели и ситуации общения.

2) не прекращать работу по орфографии и пунктуации (наречие как часть речи, смысловые группы наречий и пр.). Здесь же связь синтаксиса и орфографии (главные члены предложения, подлежащее, сказуемое), связь с пунктуацией (тире между подлежащим и сказуемым).

5) использование внутриуровневых связей между изучением морфологии и синтаксиса: при изучении морфологии рассматриваются синтаксические единицы языка: существительное как часть речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль), существительное в роли обращения; при изучении синтаксиса рассматриваются морфологические единицы языка: «Подлежащее» — синтаксическая тема, и связь с морфологией – способы выражения подлежащего.

Важность изучения синтаксиса русского языка заключается в его системном подходе. Системность школьного курса синтаксиса обеспечивают усвоение главных научных понятий: единиц синтаксиса (словосочетание, предложение), их строение, синтаксические отношения и синтаксические связи. Именно поэтому изучение синтаксиса значимо в современном русском языке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*