Цели:
— продолжить работу, посвященную А.С. Пушкину, во внеурочное время;
— обогатить представления и знания участников, зрителей, гостей о жизни и творчестве великого поэта;
— пробудить интерес к малоизвестным страницам биографии А.С. Пушкина
— воспитывать эстетический вкус, развивать театральные способности;
— способствовать проявлению творческого начала участников вечера.
(Всё мероприятие сопровождает музыка Свиридова «Романс». На доске портреты Пушкина, близких людей, друзей. Стихи сопровождаются показом презентации.)
Сценарий
1 Ведущий:
Добрый день, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас на Пушкинском вечере.
Глубок, чист и светел мир пушкинской поэзии. Исполненный гармонии и красоты, он бесконечен и многообразен. Жизнь А.С. Пушкина была такой же интересной, как и его поэзия.
2 Ведущий:
Он воплотил в себе весь творческий характер русского народа: жизнерадостность, веселый быстрый ум, смелые дерзания и неизъяснимый талант владения русским языком, этим океаном сокровищ… (А. Толстой)
1 Ведущий:
Пушкин приходит к нам в раннем детстве и остается с нами на всю жизнь. Трудно найти человека, который не знал бы и не любил его замечательные произведения. Его мудрые волшебные сказки учат добру, любви и справедливости через прекрасные народные образы и богатый язык.
(Слайды: иллюстрации к сказкам Пушкина)
Отрывок из поэмы Руслан и Людмила « У лукоморья дуб зеленый» выступают ученики 5-6 классов.
Чтец
отрывок из поэмы « Руслан и Людмила» ученица 6 кл.
2 Ведущий:
Впервые открыл нам поэт глаза на скромную и такую простую на вид, но исполненную неизъяснимой прелести для русского сердца природу средней полосы России. Он любил и научил нас любить утреннюю свежесть наших весен, великолепные снежные панорамы зимы, пышное очарование русской осени.Он первым так широко, полно, и, главное, поэтично показал нам удивительно прекрасный мир, в котором мы живем. Белинский называл пушкинские картины природы »живописью в поэзии».
(Слайды: зимние пейзажи) Выходят ученики:
Чтец ученица 9 «Б» кл.:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
чтец:
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница – зима.
Пришла, рассыпалась клоками,
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Чтец ученица 8 Б кл. Волшебница-зима…
1 Ведущий:
Любимое время года поэта – осень.
(Слайды: осенние пейзажи)
Чтец ученица 8 Б кл.
Уж небо осенью дышало…
Чтец ученица 7Б кл. «Осень»
(Слайды: весенние пейзажи)
Чтец ученица 7Б кл. «Весна, весна»
:
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Ещё прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
А.С.Пушкин « Птичка» на анг. яз. ученица 5 Д
1 Ведущий:
В его стихах – призыв любить эти милые каждому русскому человеку края, служить им и защищать их.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
2 Ведущий:
Лирика поэта знакомит нас с его раздумьями о смысле жизни, о счастье человека, с его нравственным идеалом, особенно ярко воплощённым в стихах о любви, о дружбе. Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей обоего пола.
1 ученик
Родился Александр Сергеевич Пушкин 6 июня 1799 года в городе Москве.
Отец, Александра Сергеевича Сергей Львович, был нрава пылкого и до крайности раздражительного, часто выходил из себя, отчего дети больше боялись его, чем любили.
Мать Александра Сергеевича, Надежда Осиповна, красивая, всегда весёлая и беззаботная умела владеть собой. Но она больше уделяла внимания и ласки младшему Лёвушке и дочери Ольге. Никогда не выходя из себя, не возвышая голоса, Надежда Осиповна могла играть в молчанку с сыном Александром круглый год.
2 ученик
Детство Александра Сергеевича было нерадостное. Отец и мать мало любили своего Сашу и мало уделяли ему внимания. Пушкин в детстве был очень неровного характера: то от был молчалив, ленив, вял, а то, наоборот, шалил и резвился, не слушался родителей, упрямился, за что его строго наказывали. Родители не предвидели в сыне никакого таланта. Напротив, им казалось, что ничего из него в жизни не выйдет.
Саша очень дружил со своей старшей сестрой Ольгой. Они всегда играли вместе.
3 ученица
Большое влияние на детство и первое воспитание Александра Сергеевича оказала бабушка Марья Алексеевна. Марья Алексеевна была ума светлого и образованного. Умела вести дом, как следует. Пушкин горячо любил свою бабушку, которая заботилась о нём, заступалась за него перед родителями.
Не раз про маленького Пушкина говаривала Марья Алексеевна: «Не знаю, что выйдет из моего старшего внука: мальчик умён и охотник до книжек, а учится плохо. То его не расшевелишь, не прогонишь играть с другими детьми, то вдруг развернётся и расходится, что его ничем не уймёшь: из одной крайности в другую бросается, нет у него середины. Бог знает, чем всё это кончится, ежели он не переменится».
4 ученик
Была у них в доме и няня, крепостная крестьянка Арина Родионовна. Она ухаживала за детьми, очень любила маленького Сашу, как родного сына. Няня знала множество народных сказок, песен, прекрасно умела их рассказывать. Ей посвяти Пушкин эти строки:
5 ученица Мастерица ведь была
И откуда, что брала!
А куды разумны шутки,
Приговоры, прибаутки, небылицы, былины.
Православной старины!
Слушать так душе отрадно,
И не пил бы и не ел,
Всё бы слушал да сидел.
6 ученик Няне
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На чёрный отдалённый путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
7 ученик
В 1811 году открылся Царскосельский Лицей, и отец Пушкина поручил своему брату Василию Львовичу отвезти сына в Петербург. Пушкин был принят в лицей в числе тридцати учеников. Там он провёл 6 лет безвыездно. Там развился его характер, любящий, пылкий, независимый.
Обучение было рассчитано на шесть лет. Принимались юноши в возрасте от 10 до 12 лет. Прием в лицей осуществлялся один раз в три года. Программа лицея включала разнообразные предметы: русский, немецкий, латинский, французский языки, математику, словесность, историю, географию, пение, танцы, плавание, фехтование и верховую езду.
8 ученица
В лицее пришла к Пушкину слава. Окончив Лицей, Пушкин поселился в Петербурге. Столичная жизнь с её театрами, балами, литературными обществами захватила поэта.
Мазурка раздалась. Бывало
Когда гремел мазурки гром
В огромном зале всё дрожало
Паркет трещал под каблуком…
ТАНЕЦ. Вальс .выступают ученики _5 Г.____ класса
(Ребята в парах танцуют вальс)
1 ученица
На одном из балов зимой 1829 года Пушкин впервые встретил 16-летнию Наталью Гончарову. Пушкин был почти в два раза старше Натальи. Ему было 30 лет. Наталья Николаевна была необычайно хороша собой и считалась первой светской красавицей. Александр Сергеевич почувствовал в Натали редкое сочетание слияния провинциальной простоты и безупречности светской дамы. Как известно, Пушкин около двух лет добивался Гончаровой, делал предложение руки и сердца несколько раз. После первого отказа Пушкин пишет это стихотворение.
2 ученица
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой… Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
1 Ведущий Если интересно.. Пушкин был ниже ростом Натальи Гончаровой. Его рост был 166 см, а Натальи 173 см. Пушкин очень любил свою избранницу. Он гордился ее красотой. Натали поэт посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье», на которое композитор М.Глинка написал музыку.Романс «Я помню чудное мгновенье» исполняет ученик (на гитаре)
2 Ведущий Вальс выступают ученики 10 кл.
Сценка Моцарт и Сальери выступают ученики 10 А
1 Ведущий
2 марта 1831 года состоялась свадьба. Пушкин и Гончарова венчались в московском храме «Большое Вознесение» у Никитских Ворот. Во время венчания кольцо поэта падает, катится по ковру. Он наклоняется, чтобы поднять его. Гаснет свеча, а с аналоя падает крест и Евангелие. Сколько знаков! Дурных знаков! Пушкин был очень суеверным. Но выбор уже сделан…
ученик читает стихотворение
«Я памятник воздвиг себе нерукотворный»
2 Ведущий
Предсказания сбылись. Появившись в светском обществе, Жорж Дантес был излишне фамильярен, часто оказывался рядом с госпожой Пушкиной, оказывал ей всяческие знаки внимания. Позже Пушкин получает несколько писем оскорбительного характера, в одном из которых его называли «рогоносцем». Пушкин должен был защитить честь своей жены и честь своей семьи и вызвал Дантеса на дуэль.
ВИДЕО (дуэль) Отрывок из фильма Н.Бондарчук «Последняя дуэль»
1 Ведущий
Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
г. Шымкент
ОСШ № 131
учительница русского языка и литературы:
Фарашева Алима Курманбековна