В настоящее время Национальной академией образования
им. Ы. Алтынсарина проводятся научные исследования по модернизации системы образования и науки.
О направлениях исследований рассказала научный руководитель программы, главный научный сотрудник Академии Алтынсарина Кульжанат Булатбаева.
— Расскажите об исследованиях, проводимых в рамках программы.
— По заказу Комитета науки МОН РК Академией реализуется программа «Научные основы модернизации системы образования и науки». Период реализации 2021-2023 гг. Программа имеет 14 направлений, 10 из которых реализует Академия Алтынсарина. По остальным 4 направлениям Академия проводит совместные исследования с четырьмя научно-практическими центрами Министерства образования и науки.
В рамках программы проводятся исследования по вопросам трехсменных школ, трехъязычного образования, проблем низкой успеваемости обучающихся, разрабатывается модель современной школы с эргономичным образовательным пространством, осуществляется проектирование образовательных программ педагогической направленности, проводятся исследования по непрерывному профессиональному педагогическому образованию, сбалансированному питанию учащихся и многое др.
— Вы сказали, что проводится исследование по вопросу трехсменных школ. Есть ли оптимальное решение этой проблемы?
— Как отметил заместитель премьер-министра Ералы Тугжанов на коллегии Министерства образования и науки, с каждым годом количество трехсменных школ в Казахстане увеличивается. Это в свою очередь влечет снижение качества успеваемости обучающихся, недостаток учебных ресурсов, отсутствие возможности организации досуга школьников и многие другие негативные последствия.
Для того чтобы трехсменное обучение не оказало негативного влияния на качество образования, необходимо выявить наиболее рациональные решения этого вопроса. Поэтому в этом направлении нами проводятся интенсивные исследования. В настоящее время мы определили несколько путей решения проблемы трехсменного обучения, в частности, внесение изменений в типовой учебный план, изменение графика посещения школ учащимися и смешанное обучение.
— Какие еще актуальные вопросы, которые волнуют общество изучаются вами?
— Если говорить об актуальных вопросах в сфере образования, изучаемых в рамках программы, то в настоящее время не остается без внимания и проблема низкой успеваемости обучающихся. Сегодня мы исследуем вопросы низкой успеваемости обучающихся, разрыв в качестве знаний между регионами, городом и селом, комплексную, в том числе методическую подготовку педагогов. В рамках исследования будет разработана программа по восполнению пробелов в знаниях обучающихся и повышению качества образования.
Наряду с вышеперечисленными проектами Академия изучает вопросы трехъязычного образования. В этой связи проводится исследовательская работа по концептуальным основам развития и распространения трехъязычного образования. Как известно, для формирования полиязычной личности важно определить языковую ситуацию региона, эффективные методы обучения языкам, обеспечить современным учебно-методическим оборудованием и материально-технической базой. В результате исследований будут апробированы и подготовлены методические рекомендации по отбору эффективных методик развития трехъязычного образования для всех типов школ.
Еще одно направление программы целевого финансирования сферы образования — проведение исследования доступности и эффективности образовательного пространства казахстанских школ и разработка модели эргономичного образовательного пространства. В настоящее время разработано несколько вариантов концептуальных моделей школ нового типа, отвечающих эргономическим требованиям. Эргономичность в сфере образования – это прежде всего удобство, комфорт, физическая среда учебного класса. Все это существенно влияет на эмоциональное состояние обучающихся и их успеваемость.
— Из названия программы видно, что наука не осталась в стороне от исследований. Расскажите о проводимых исследованиях по науке.
— Да, в рамках программы проводятся исследования по модернизации научной сферы. Если выделить основные направления, то это предоставление рекомендаций по выработке механизмов анализа проблем, возникающих в процессе обучения в высших учебных заведениях, оценка научной активности и эффективности научных организаций и университетов, определение путей внедрения и коммерциализации результатов научных исследований в Казахстане.
— Кто проводит перечисленные вами исследования?
— Над исследованиями по этим направлениям работают педагоги, психологи, методисты, языковеды, специалисты здравоохранения и экологи, экономисты-финансисты международного класса. Всего в этой программе задействовано 136 ученых, в том числе работают ученые специального научного направления из более чем в 10-ти ВУЗов страны.
— Как будут подведены итоги результатов исследований?
– В настоящее время в рамках исследования начато проведение эксперимента в 400 населенных пунктах и более 1000 организациях образования разного уровня. Итоги проведенных исследований по каждому из направлений программы будут представлены в виде концепций, моделей и программ.
Ы.Алтынсарин атындағы
Ұлттық білім академиясының
баспасөз қызметі