Home » статьи » Система работы со слабоуспевающими школьниками, эффективность руководства учебной деятельностью на уроках физики

Система работы со слабоуспевающими школьниками, эффективность руководства учебной деятельностью на уроках физики

Концевая Марина Андреевна
Учитель физики гимназии №6

Школьники, переходя в седьмой класс, начинают изучать новый для них предмет- физику. На данном этапе обучения в школе знания и умения у всех учащихся практически находятся на одном уровне. На первых уроках физики сразу выявляется проблема того, что не все учащиеся могут анализировать, сравнивать, выделять главное и делать выводы, хотя уже начальные знания о Природе были получены на других предметах. Эта проблема появляется по причине того, что в классе еще встречаются учащиеся, которые плохо читают. А если ребенок плохо читает, то у него сразу возникают проблемы при изучении новой науки.  И тогда задача учителя состоит в том, чтобы наверстать упущенное при чтении и помочь учащимся в изучении материала науки физики на том уровне, чтобы они могли в дальнейшем успешно справиться со сдачей ЕНТ, ведь знания по физике являются профилирующими для всех технических специальностей.

Успех любой системы работы зависит от мотивации необходимости изучения данного предмета. Поэтому во главу угла своей работы я ставлю прямую связь знаний по физике с практической жизнью. Если учащийся видит необходимость в данных знаниях и умениях пусть не через глубокие знания теории, а через практику, он придет к необходимости изучения предмета физики.

С первых уроков я стремлюсь к тому, чтобы ученик уходил с полным пониманием и глубоким осознанием применения данных знаний в жизни. Вся моя деятельность направлена на то, что бы учащиеся осознавали услышанное, понимали увиденное и могли найти применение данным знаниям и умениям. Если добиться положительных результатов в данной работе, то в старшем классе количество слабоуспевающих будет намного меньше, а учащимся будет на много легче усваивать материал других предметов.

Что бы решить «проблемы с чтением», в своей работе со слабоуспевающими, я использую стратегии из RWST- чтение с остановками; «Кубики», диаграмму Вена, позволяющие научить понимать, выделять главное и обобщать знания из учебного материала.

Материал седьмого класса является основой при изучении точной науки физики, который в старших классах будет расширяться и углубляться.  Новый материал вводится небольшими порциями- параграфами, поэтому на начальной стадии, чтобы помочь учащимся, которые плохо читают, лучше понять материал, я использую стратегию «Чтение с остановками».          Прочитывая в слух отдельный абзац параграфа, мы с классом обсуждаем главную мысль и формулируем ее кратко. Данную краткую мысль записываем в тетрадь. Таким образом, у учащихся в тетради появляется краткая запись всех главных мыслей данного параграфа. Эта запись помогает учащимся при подготовке к следующему уроку, ведь легче запомнить меньший объем материала, в который включены все самые ключевые моменты изучаемого материала.

Данная форма работы позволяет слабоуспевающим учащимся несколько раз услышать и самим проговорить небольшой материал, попробовать самостоятельно выделить главное и сформулировать свои знания. Так же эта работа обучает правильно оформлять записи, учит систематизировать полученные знания, работать с учебной литературой, составлять конспект.

Что бы научиться обобщать и сравнивать полученные знания мною на уроке используется диаграмма Вена. При составлении диаграммы учащиеся еще раз повторяют пройденный материал, находят сходства и различия в тех или иных процессах, явлениях, еще раз кратко формулируют мысль и делают соответствующие записи, правильно употребляют и интерпретируют научные понятия, символы, знание которых обеспечит дальнейший успех при обучении предмета.

Пример 1. Глава- «Строение вещества».

Задание: Найти общие и отличительные свойства в твердом и газообразном состоянии.

твердое состояние газообразное состояное

 

От первоначальной работы с учебником – стратегии «чтение с остановками», «Кубики», диаграммы Вена, в седьмых классах, в параллели восьмых классов я практикую уроки- конференции, семинары.

Учебные конференции как переходная форма учебных занятий от урока к семинарам, требующим более высокого уровня сформированности умений самостоятельно работать с учебной и дополнительной литературой.

К началу проведения конференций мои учащиеся  уже умеют работать с учебной литературой, выделять основные структурные элементы системы научных знаний (научные факты, понятия, законы, теории), основные группы понятий (структурные формы материи, свойства тел, вещества и физических полей, явления, физические величины, приборы, машины, установки, технологические процессы) и знать основные требования, предъявляемые к их усвоению, выраженные в планах обобщенного характера.

На конференции основными источниками знаний являются доклады и сообщения учащихся, а не изложение материала учителем. Функции учителя заключаются в том, чтобы разъяснить цель конференции, организовать в соответствии с планом сообщения учащихся, участие всего класса в их обсуждении (вопросы, дополнения, уточнения), запись в тетради основных положений, сформулированных в докладах; обобщение докладов, их оценку и оценку работы всего класса. С целью привлечения внимания учащихся к докладам и повышения ответственности за работу на конференции по каждому докладу ставится перед учащимися один – два вопроса по существу доклада. Оценки выставляются не только докладчикам, но и тем, кто принимал активное участие в их обсуждении. За урок оценивается работа 10 -12 учащихся.

Тема и план конференции (как и темы семинаров), а также список рекомендуемой литературы сообщаются учащимся в начале темы. Учащимся предоставляется возможность подумать о темах докладов и сделать выбор в соответствии со своими интересами. Через урок – два происходит распределение тем. По каждой их них назначаются по два ученика, один из которых выступает с докладом, а второй – оппонентом. Учащиеся самостоятельно находят и изучают рекомендуемую литературу. Составляют план доклада, пишут краткие конспекты, определяют иллюстративный материал, демонстрацией которого будет сопровождаться выступление (плакаты, слайды, кодограммы, схемы, таблицы, объемные пособия и т.д.).

Перед конференцией я обязательно провожу консультации, во время которой вместе с учеником просматриваем план доклада, конспект и отобранный иллюстративный материал. Важно научить учащихся правильно пользоваться иллюстративным материалом, давать по нему необходимые комментарии, пояснения и уже после такой подготовительной работы ученик не боится выступать на аудиторию, высказывать свои мысли.

На уроках – конференциях особенно активны те учащиеся, которые на обычных уроках стараются отмолчаться. Именно такие уроки позволяют раскрыться учащимся, которым тяжело дается теория физики, но у них вырабатывается умение работать с дополнительной литературой, прививается интерес к ней. Такая форма организации учебных занятий расширяет политехнический кругозор и помогает учащимся осмыслить роль физики в будущей профессии.

Закрепление нового материала на моих уроках идет с использованием технологии коллективного взаимообучения. Технология А.Г.Ривина и его учеников является личностно – ориентированной технологией, использование которой позволяет повысить качество знаний и мотивации учения у слабоуспевающих учащихся. Приходя на урок учащиеся располагаются за рабочими столами по своему желанию и этот момент мою используется при парной работе, создана статическая пара, в которой ученики по желанию выбирают роль «учителя» и «ученика». «Учитель» опрашивает «ученика» по пройденному материалу, задает вопросы, на которые они вместе могут найти ответы. При данной форме работы дети со средними способностями в паре чувствуют себя раскованно, работают в индивидуальном темпе, у них повышается ответственность не только за свои успехи, но и своего напарника. Через некоторое время я наблюдаю новую посадку учеников в классе. Это означает, что учащиеся уже нуждается в другом партнере и собеседнике и тогда им предлагается работа в парах сменного состава, что позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.

Еще Я.А.Каменский в «Великой дидактике» оценивал «обращенную мысль» как катализатор мышления. Он писал: «Если нужно – откажи себе в чем- нибудь и плати тому, кто будет тебя слушать»; «многое спрашивать, усваивать, учить других – тайны великой учености».

Современная психология утверждает: эффективность произвольной памяти старшего школьника может быть оценена такими критериями:

10% – читает глазами, 26% – слышит, 30% – видит, 50% – видит и слышит, 70% – обсуждает, 80% – опирается на опыт, 90% – говорит и делает совместно, 95% – обучает других.

Для того что бы учащиеся видели практическую значимость полученных знаний и умений им предлагается выполнение творческих заданий.

Пример 2. Глава – Движение. Изобразите на рисунке «положительную» и «отрицательную» инерцию.

Данный вид работы позволяет не только оценить правильность понимания данного явления , его осознания и упрочения знания, но и дает возможность учащимся по новому взглянуть на окружающий мир, который наполнен разнообразными физическими явлениями.  Так же воспитывается эстетическая и художественная культура.

В системе моей работы, в тех темах, где это возможно, новые физические понятия вводятся через практические работы. Практические работы могут быть небольшими, но через практику – ощущения, восприятие материального мира, позволяют надолго закрепить данные знания и умения, привить навыки работы с измерительными приборами.

Пример 3. Глава – Масса и сила.

Задание предлагается до изучения понятия плотность.

Задание: определить массу и объем каждого из тел. Данные занести в таблицу (таблица заранее нарисована на доске).

 

Физическая величинаНомер опыта
1234
m, г    
V, см3    
m / V, г / см3    

 

Последняя строка заполняется дома.

Приборы: измерительный цилиндр, весы рычажные с разновесами, тела –по 3-4 из одинакового материала у каждого.

Во время выполнения задания проверяются следующие умения:

  1. определять массу на рычажных весах;
  2. определять объем тел при помощи измерительного цилиндра;
  3. находить отношение с заданной степенью точности.

Для работы дома ребята получают задание: найти отношение m / V для каждого из тел с точностью до сотен. Следующий урок начинается с анализа полученных результатов. К удивлению учащихся, отношение m / V для каждой группы тел оказывается одинаковым. На основе этих данных вводится понятие плотность, а затем – и это очень важно – ученики, отвечают на вопросы, рассказывают как определить плотность экспериментально; как рассчитать ее, зная массу и объем; в каких единицах выражается плотность.

Выполнение такого задания требует на уроке 15-20 мин. Работать чаще с физическими приборами, приводит к выработке устойчивого навыка обращения с ними. Кроме того, усиливается научная сторона преподавания: закономерности вводятся на основе многократного повторения эксперимента, поэтому полученные выводы являются для ребят более убедительными, чем сделанные на основании одно – двух демонстрационных опытов. Использование практических работ предваряющих изучение нового материала, увеличивают интерес к физике.

С переходом на новую программу учителя физики сталкиваются с проблемой того, что по программе  восьмого класса необходимо проходить учебный материал требующий от учащихся повышенного внимания, умение выделить главную мысль, обладать хорошим  мышлением, глубоким осмысливанием учебного материала и умением устанавливать   логические связи. Раздел физики “Электрический ток в различных средах” ранее изучался в 10 классе. Но учащиеся восьмого класса еще не готовы к восприятию таких сложных и важных тем. Поэтому я, как учитель, вижу главную задачу в том, что бы вместе с учащимися изучить данную тему так, что бы они понимали наиболее важные проявления физических законов в окружающем мире, что будет способствовать формированию в сознании учащихся целостного понятия о природе, человеке и технике.

Данный раздел содержит очень много информационного материала из которого необходимо выстроить целостную цепочку физических процессов, позволяющих учащимся данного возраста осознано понимать использование данных технологий в быту и технике.

Сильные учащиеся способны изучить данный материал и при традиционной форме обучения. Учащихся со средними способностями столкнутся с очень большими трудностями и может произойти страшное, ученик просто перестает готовиться к уроку, ведь он все равно ничего не понимает. Поэтому данный раздел я стала преподавать с использованием стратегии «Кубики», которая очень хорошо позволяет решить эту проблему.

Изучив разделы: “Электрические явления” и “Постоянный электрический ток” я знакомлю учащихся со стратегией “Кубики”, чтобы плавно перейти к изучению тем раздела «Электрический ток в различных средах». Данная стратегия заключается в том, что необходимо из текста учебника выбрать материал-1. ОПИШИТЕ – данное физические явление, процесс;

  1. СРАВНИТЕ – уже имеющиеся знания с новыми данными в тексте;
  2. АССОЦИИРУЙТЕ – на что похоже, что напоминает;
  3. АНАЛИЗИРУЙТЕ – от чего зависит данное явление, процесс;
  4. ПРЕДЛОЖИТЕ – или что уже предложено наукой, как и где можно этот процесс использовать;
  5. АРГУМЕНТИРУЙТЕ – была ли необходимость изучать данный процесс.

Первую тему – Электрический ток в электролитах,  мы с учащимися начинаем разбирать вместе по учебнику, что бы помочь учащимся делать краткие, лаконичные выводы и записи.

 ОПИШИТЕ:

В природе существуют два вида кристаллов:

металлическиеИонные
Свободные электроны образуют электронный газ, который обеспечивает хорошую электропроводностьNa+ Cl= Na +Cl (хлорид натрия)

Кристалл состоит из положительных и отрицательных ионов, связанных в кристаллической решетке, в них нет свободных заряженных частиц – данные кристаллы являются диэлектриками.

 

 

СРАВНИТЕ:

Демонстрация. Проводимости электрического тока

дистиллированной водой и раствором поваренной

соли, которая является ионным кристаллом.

  1. В дистиллированной воде нет свободных зарядов- диэлектрик.
  2. Водный раствор поваренной соли проводит электрический ток, значит в нем есть свободные заряды.

Распад ионной решетки под действием молекул растворителя называется ЭЛЕТРОЛИТИЧЕСКОЙ ДИССОЦИАЦИЕЙ.

Вещества, которые под действием растворителя диссоциируют (распадаются) на ионы, называется ЭЛЕКТРОЛИТАМИ.

Вывод: Ток в растворах электролитов- упорядоченное движение ионов.

АССОЦИИРУЙТЕ.

Процесс выделения вещества на электродах при протекании электрического тока через растворы

расплавы электролитов называется ЭЛЕКТРОЛИЗОМ.

АНАЛИЗИРУЙТЕ.

В 1832 г. Майкл Фарадей английский физик установил массу выделившегося вещества на электродах.

m~ q,            m= kq          I= q/t.   q=It.

m= kIt          k – электрохимический эквивалент. СМ. 206- таблица 6.1

k= m/q, если  q= 1 Кл. – чему равна масса выделившегося вещества на одном электроде, при прохождении заряда в 1 Кл.

ПРЕДЛОЖИТЕ.

  1. получение чистых металлов;
  2. применяют в физических и химических исследованиях;
  3. Работа гальванических элементов, аккумуляторов основана на электролизе.
  4. Покрытие тонким слоем металлических изделий тонким слоем другого металла- ГАЛЬВАНОСТЕГИЯ;
  5. Электролитическое изготовление копий с рельефных предметов- ГАЛЬВАНИПЛАСТИКА
  6. Процессы пищеварения, дыхания, образование остей, передача нервных импульсов, регулирование внутриклеточного давления и другие жизненно важные процессы основаны на электролизе.

АРГУМЕНТИРУЙТЕ.

После такого разбора учащиеся понимают большое положительное значение в жизни человека изученного процесса.

Изучение дальнейших тем этого раздела происходит с использованием данной стратегии. При опросе вначале учащиеся рассказывают отдельные «грани»- материал относящийся к их вопросу. При дальнейшем изучении тем эти грани расширяются, ребята отвечают уже большие блоки материала.

После изучения двух тем «Электрический ток в электролитах» и «Электрический ток в газах», опросе домашнего материала я предлагаю учащимся использовать известную им стратегию –Диаграмму Венна, для сравнения и нахождения различий. Это позволяет еще раз повторить, проговорить, сформулировать кратко свои мысли, сделать наглядное сравнение.

Система работы со слабоуспевающими учащимися – определенный порядок действий, моих как учителя, должны всесторонне развивать каждого учащегося, активизировать его мыслительную деятельность. Поэтому результатом каждого урока при работе со слабоуспевающими является таксономия Блума:                        оценка

синтез

анализ

применение

понимание

знание

Если в результате работы с такими учеником мы сможем подняться со ступени «ЗНАНИЕ»- отдельных терминов, до ступени «ОЦЕНКА»- ученик оценивает учебный материал для конкретной цели, то работа учителя была поставлена правильно.

Ученики идут на урок с желанием, ожиданием встречи с новым, еще неизвестным для них, понимают, что вместе с учителем они могут изучить данное явление – это самое главное в работе учителя.

Результатом правильной организации системы работы является повышение качества знаний   в моих классах за последние три года по сравнению и предыдущими годами:

Литература

  1. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М.,1991.
  2. Брайтермен М.Д., Соколов А.С., Архипов В.В. Коллективный способ обучения. – СПб., 1991.
  3. Галиев Т.Т. Интенсификация учебного процесса: системный подход. Астана 2005.
  4. Кубицкий В.А. О систематизации знаний учащихся по физике// Физика в школе. – 1972. – №1.
  5. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М., 2001.
  6. Усова А.В. Педагогические основы формирования у учащихся обобщенных учебно – познавательных умений// Гуманизация образования: Психолого – педагогический  международный журнал. – 1994. – №1.
  7. Усова А.В. Формирование у учащихся общих учебно – познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла. – Челябинск: Изд-во ЧИПКРО, 1995.
  8. Философия и методы RWST в действии. – Алматы.: ИздатМаркет, 2004.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*