Home » статьи » Воспитание чувств на уроке литературы

Воспитание чувств на уроке литературы

Жендиева Сания Амантаевна
учитель русского языка и литературы
Школа-гимназия №35, им.Б.Момышулы
Талгарский район, с.Бирлик

На каждом уроке литературы главное – воспитание ума и воспитание чувств. Очень важно настроить внутренний мир каждого ребёнка, перешагивающего школьный порог, на добро. Важно помочь  выработать навыки самообразования, саморазвития личности.  Помочь не сбиться в пути и совершить в жизни самый трудный выбор – выбор Быть Человеком. Важно, чтобы каждый почувствовал, что он  нужен, любим, интересен. Литература предоставляет огромные возможности для этого. Произведения русских классиков позволяют заглянуть во внутренний мир человека, задуматься над тем, что же главное в жизни.
Сегодня много говорится о компьютеризации, о необходимости использовать современные технические средства на уроке, но – что бы ни говорили, главное на уроке, на мой взгляд,  –  живое слово. Всё остальное – вспомогательные средства. Ведь литература для ребёнка – открытие жизни. Поэтому,  выбирая формы и методы для своего урока, в первую очередь рассматриваю их с точки зрения возможности  формирования личностных качеств. Кроме знаний, кроме чисто мыслительных умений, современная жизнь требует от молодого человека таких качеств личности, как самостоятельность, творческие способности, ответственность за свои действия. Всё это является результатом ценностно-смыслового развития личности в процессе приобретения знаний, умений, навыков.
При подготовке к урокам литературы  на первое место ставлю проблемный метод обучения. Проблемные методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности обучающихся, предполагающие поиск и решение сложных вопросов, активизируют самостоятельную деятельность детей, способствуют творческому овладению знаниями, формированию нравственных ценностей.
В ходе урока пробуем начертить линии жизни Швабрина и Гринёва. Каждая точка на графике – поступок на линии нравственности героя – взлёт или падение. Нравится детям и такой приём создания проблемной ситуации, как взгляд на героев, идею произведения, судьбу писателя с различных позиций. Начинать эту работу можно с пятого класса, пригласив, например, А.С.Пушкина и Г.Х Андерсена на встречу с героями их сказок. Во время такой встречи герои могут поблагодарить сказочников за свою судьбу или выказать недовольство, а «авторы» попытаются объяснить, почему они наделили персонажей именно таким характером, почему заставили поступать их так, а не иначе.
Завершая изучение пьесы М.Горького «На дне», мы «приглашаем» на пресс-конференцию автора. Журналисты готовят вопросы, «автор» в ходе подготовки  тщательно изучает историю создания произведения, историческую обстановку в стране. По итогам пресс-конференции  ребята пишут статью о пьесе, об авторе.
Интеграция искусств – мощное средство воздействия, именно поэтому повысить продуктивность занятий позволяет использование средств кино, музыки, живописи.
На протяжении урока старшеклассники сопоставляют факты, делают сравнения, обобщения, выводы, вызовом к которым является песня. Итак, эффективными для работы на уроке литературы являются такиесредства иприёмы, как:
— использованиенаглядности (мобилизуетразныевидыпамяти: образную, ассоциативную);
— нестандартныезадания (мотивируютребят, позволяютучащимся активновключитьсявработу);
— включениефрагментовмузыкальных произведений,отрывковизхудожественных фильмов (создает эмоциональныйфонурока).
Компьютернаяпрезентацияпозволяетсосредоточитьвниманиеребятна важныхмоментахизучаемойинформации.
Когда на уроке не будет места скуке, пустому назиданию, когда каждый урок литературы будет уроком поиска и открытий, уроком сопереживания и сотворчества, тогда дети смогут ощутить бесконечное богатство и разнообразие мира.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*