Абенова Сабина Ергалиевна
г. Караганда
«ОШ им.Г.Мустафина»
учитель начальных классов
Анисимова Марина Федоровна
г. Караганда
«ОШ им.Г.Мустафина»
учитель начальных классов
Задача обучения математике в начальных классах состоит не только в том, чтобы сформировать вычислительные навыки и дать систему знаний, предусмотренных программой, но и в том, чтобы сформировать навыки быстрого и правильного письма цифр, чисто и аккуратно вести тетрадь, соблюдая все другие качества письма.
Письмо цифр, как и букв, является базовым навыком, без которого практически невозможно успешное обучение математике. Выполнение письма связано с тонкой координацией движений пальцев, кисти, предплечья, плеча, требует длительной фиксации суставов. Письмо вызывает напряжение мышц не только руки, но и туловища, так как удержание относительно неподвижной позы является трудной нагрузкой для детей 1 класса.
У первоклассников ещё слабо развиты мелкие мышцы кисти, на которые падает основная нагрузка при письме. Вот почему письмо цифр для детей представляет значительное затруднение. Но при глубоко осмысленном обучении, учитывающем возрастные и психофизиологические особенности, эти трудности преодолимы.
Для успешного обучения письму цифр необходимо предусмотреть подготовительную работу, направленную на уяснение разлиновки тетради(верхняя, нижняя, правая, левая сторона клетки; верхний правый-левый углы; нижний, правый-левый углы; середина клетки, середина стороны клетки). Данная работа выполняется в начале первой четверти, когда дети знакомятся с числами и цифрами первого десятка.
Обучение письму цифр – трудный процесс. Эта трудность усиливается еще и тем, что учащиеся пишут шариковыми ручками. Поэтому программой предусмотрено не только упразднение нажимов, но и небольшие изменения в начертании отдельных цифр.
Письмо каждой цифры включает следующие этапы: 1) анализ образца цифры, демонстрация на доске и выявление элементов, из которых она состоит; 2) объяснение последовательности написания каждого элемента цифры, не отделяя их один от другого при написании; 3) выполнение графической операции при написании каждой цифры.
Цифра 1 состоит из двух элементов – палочек: маленькой и большой. Начинаем писать меньшую палочку немного выше середины клетки и ведем ее к вершине верхнего правого угла, затем болшую палочку от вершины верхнего правого угла ведем до нжней стороны клетки чуть правее ее середины.
Цифра 2 состоит из трех элементов: головки, наклонной палочки и маленькой волнистой линии. Головку начинаем писать немного ниже середины верхней стороны клетки, ведем ее вверх, закругляя и касаясь верхней и правой сторон клетки, затем пишем наклонную палочку, ведем ее до середины нижней стороны клетки, не отрываясь ведем вправо волнистую линию до правого угла клетки.
Цифра 3 состоит из двух элементов: верхнего и нижнего правых полуовалов. Верхний полуовал должен быть немного меньше нижнего. Начинаем писать немного ниже от середины верхней стороны клетки. Ведем линию вверх, закругляя в правом верхнем углу клетки. Верхний полуовал доводим почти до центра клетки и, не отрывая ручки от бумаги, пишем нижний полуовал.
Цифра 4 состоит из трех элементов: двух наклонных палочек и одной горизонтальной. Начинаем писать меньшую наклонную палочку от верхней стороны клетки, немного правее ее середины и ведем ее наклонно вниз чуть ниже середины клетки; затем без отрыва пишем горизонтальную палочку, ведя ее вправо, чуть-чуть не доводя до правой стороны клетки. Длинную палочку начинаем писать чуть ниже вершины угла правой стороны клетки и ведем к нижней стороне клетки чуть правее ее середины.
Цифра 5 состоит из трех элементов: наклонной и горизонтальной палочек и правого полуовала. Начинаем писать наклонную палочку немного правее середины верхней стороны клетки, ведем ее чуть наклонно, не доводя до середины клетки, затем пишем правый полуовал. Сверху от палочки пишем горизонтальную палочку и ведем ее вправо до вершины верхнего правого угла.
Цифра 6 состоит из двух элементов: большого левого и малого правого полуовалов. Начинаем писать большой левый полуовал немного ниже верхнего правого угла клетки,закругляем, касаясь верхней стороны клетки, и ведем вниз; закругляя, касаясь середины нижней стороны клетки и ведем вверх, закругляя, не касаясь правой стороны клетки, затем закругляем влево немного выше середины клетки.
Цифра 7 состоит из трех элементов: верхней волнистой линии, большой и маленькой палочек. Начинаем писать волнистую линию чуть ниже середины верхней стороны клетки, ведем по верхней стороне клетки вправо до вершины угла. Затем без отрыва пишем большую наклонную палочку, доведя ее до нижней стороны чуть правее середины клетки, затем перечеркиваем ее посередине маленькой палочкой.
Цифра 8 состоит из двух элементов – верхнего и нижнего овалов. Верхний овал пишем немного меньшим, чем нижний. Начинаем писать верхний овал немного выше и правее середины клетки. Ведем вправо и вверх, закругляем, касаясь правой и верхней стороны клетки, и ведем вниз к началу овала и дальше вниз влево; закругляем, не касаясь правой стороны клетки, ведем до середины нижней стороны клетки, закругляем и ведем вверх к началу овала.
Цифра 9 состоит из двух элементов: неболшого овала и большого правого полуовала. Начинаем писать овал немного ниже вершины правого верхнего угла клетки. Закругляем, ведем вниз до середины клетки. Опять закругляем и ведем вверх, касаясь верхней стороны клетки. Закругляем, ведем к началу овала и затем ведем вниз; закругляем на середине нижней стороны клетки; закругляем влево чуть выше нижней стороны клетки.
Цифра 0 состоит из одного элемента – большого овала. Начинаем писать чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведем вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведем вверх к началу овала.
При письме цифр на первом этапе важно добиваться, чтобы учащиеся писали цифры правильно и красиво при медленном темпе, а затем умели это делать при быстром темпе.
Правильно делают многие учителя в начальной школе, которые на каждом уроке отводят 2-3 минуты для совершенствования графической структуры написания цифры.
Литература:
Научно-методический журнал «Начальная школа»; — М.:Просвещение 1990.
Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, М.А.Яковлева Методические рекомендации для учителя.- М.: «Баласс» 2000.
https://infourok.ru/metodika-obucheniya-mladshih-shkolnikov-pismu-cifr-2179017.html