Home » статьи » Задания по суммативному оцениванию за 2 четверть 9 класс Суммативное оценивание за раздел «История и личность»

Задания по суммативному оцениванию за 2 четверть 9 класс Суммативное оценивание за раздел «История и личность»

Асылбекова Сауле Алибаевна
город Алматы
общеобразовательная школа № 58
учитель русского языка и литературы

Виды речевой деятельности: Слушание, говорение.

Цели обучения:

9.1.3.1 понимать содержание прозаических, драматических, поэтических произведений, фрагментов определяя слова, в которых автор выражает эмоционально-оценочное отношение к героям, событиям.

9.2.2.1 пересказывать содержание текста, демонстрируя собственное понимание проблематики, оценивая позицию автора.

Критерии  оценивания:

— Выписывает слова, определяющие оценочное отношение автора к герою –  Пугачеву по фрагменту главы «Мятежная слобода».

— Отвечает на вопросы текста по данной главе.

— Подробно описывает изображаемую сцену, используя в пересказе выписанные слова.

— Выражает свое мнение по поводу услышанной калмыцкой сказки.

Уровень мыслительных навыков:  

понимание, применение, навыки высокого порядка

Время   проведения:  20 минут

Слушание         

Задание 1.1   Внимательно прослушайте текст

https://pushkinpoetry.ru/kapitanskaya-dochka-11.htm

Глава XI. Мятежная слобода.

Пугачев сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась. Около него стояло несколько из главных его товарищей, с видом притворного подобострастия. Видно было, что весть о прибытии офицера из Оренбурга пробудила в бунтовщиках сильное любопытство и что они приготовились встретить меня с торжеством. Пугачев узнал меня с первого взгляду. Поддельная важность его вдруг исчезла. «А, ваше благородие! — сказал он мне с живостию. — Как поживаешь? Зачем тебя бог принес?» Я отвечал, что ехал по своему делу и что люди его меня остановили. «А по какому делу?» — спросил он меня. Я не знал, что отвечать. Пугачев, полагая, что я не хочу объясняться при свидетелях, обратился к своим товарищам и велел им выйти. Все послушались, кроме двух, которые не тронулись с места. «Говори смело при них, — сказал мне Пугачев, — от них я ничего не таю». Несмотря на чувства, исключительно меня волновавшие, общество, в котором я так нечаянно очутился, сильно развлекало мое воображение. Но Пугачев привел меня в себя своим вопросом: «Говори: по какому же делу выехал ты из Оренбурга?»

Странная мысль пришла мне в голову: мне показалось, что провидение, вторично приведшее меня к Пугачеву, подавало мне случай привести в действо мое намерение. Я решился им воспользоваться и, не успев обдумать то, на что решался, отвечал на вопрос Пугачева:

— Я ехал в Белогорскую крепость избавить сироту, которую там обижают.

Глаза у Пугачева засверкали. «Кто из моих людей смеет обижать сироту? — закричал он. — Будь он семи пядень во лбу, а от суда моего не уйдет. Говори: кто виноватый?»

— Швабрин виноватый, — отвечал я. — Он держит в неволе ту девушку, которую ты видел, больную, у попадьи, и насильно хочет на ней жениться.

— Я проучу Швабрина, — сказал грозно Пугачев. — Он узнает, каково у меня своевольничать и обижать народ. Я его повешу. «…»

Я увидел необходимость переменить разговор, который мог кончиться для меня очень невыгодным образом, и, обратясь к Пугачеву, сказал ему с веселым видом: «Ах! я было и забыл благодарить тебя за лошадь и за тулуп. Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге».

Уловка моя удалась. Пугачев развеселился. «Долг платежом красен, — сказал он, мигая и прищуриваясь. — Расскажи-ка мне теперь, какое тебе дело до той девушки, которую Швабрин обижает? Уж не зазноба ли сердцу молодецкому? а?»

— Она невеста моя, — отвечал я Пугачеву, видя благоприятную перемену погоды и не находя нужды скрывать истину.

— Твоя невеста! — закричал Пугачев. — Что ж ты прежде не сказал? Да мы тебя женим и на свадьбе твоей попируем! — Потом, обращаясь к Белобородову: — Слушай, фельдмаршал! Мы с его благородием старые приятели; сядем-ка да поужинаем; утро вечера мудренее. Завтра посмотрим, что с ним сделаем.

Я рад был отказаться от предлагаемой чести, но делать было нечего.

Поутру пришли меня звать от имени Пугачева. Я пошел к нему. У ворот его стояла кибитка, запряженная тройкою татарских лошадей. Народ толпился на улице. В сенях встретил я Пугачева: он был одет по-дорожному, в шубе и в киргизской шапке. Вчерашние собеседники окружали его, приняв на себя вид подобострастия, который сильно противуречил всему, чему я был свидетелем накануне. Пугачев весело со мною поздоровался и велел мне садиться с ним в кибитку.

Мы уселись. «В Белогорскую крепость!» — сказал Пугачев широкоплечему татарину, стоя правящему тройкою. Сердце мое сильно забилось. Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела…

«Стой! стой!» — раздался голос, слишком мне знакомый, — и я увидел Савельича, бежавшего нам навстречу. Пугачев велел остановиться. «Батюшка, Петр Андреич! — кричал дядька. — Не покинь меня на старости лет посреди этих мошен…» — «А, старый хрыч! — сказал ему Пугачев. — Опять бог дал свидеться. Ну, садись на облучок».

— Спасибо, государь, спасибо, отец родной! — говорил Савельич усаживаясь. — Дай бог тебе сто лет здравствовать за то, что меня старика призрил и успокоил. Век за тебя буду бога молить, а о заячьем тулупе и упоминать уж не стану.

Этот заячий тулуп мог наконец не на шутку рассердить Пугачева. К счастию, самозванец или не расслыхал, или пренебрег неуместным намеком. Лошади поскакали; народ на улице останавливался и кланялся в пояс. Пугачев кивал головою на обе стороны. Через минуту мы выехали из слободы и помчались по гладкой дороге…

Вдруг Пугачев прервал мои размышления, обратясь ко мне с вопросом:

— О чем, ваше благородие, изволил задуматься?

— Как не задуматься, — отвечал я ему. — Я офицер и дворянин; вчера еще дрался противу тебя, а сегодня еду с тобой в одной кибитке, и счастие всей моей жизни зависит от тебя.

— Что ж? — спросил Пугачев. — Страшно тебе?

Я отвечал, что, быв однажды уже им помилован, я надеялся не только на его пощаду, но даже и на помощь…

— Слушай, — сказал Пугачев с каким-то диким вдохновением. — Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-на-все только тридцать три года? — Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст! — Какова калмыцкая сказка?

— Затейлива, — отвечал я ему. — Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину.

Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал. Оба мы замолчали, погрузясь каждый в свои размышления. Татарин затянул унылую песню; Савельич, дремля, качался на облучке. Кибитка летела по гладкому зимнему пути… Вдруг увидел я деревушку на крутом берегу Яика, с частоколом и с колокольней — и через четверть часа въехали мы в Белогорскую крепость

Задание 1.1 

Выпишите слова (5 слов), определяющие оценочное отношение автора к герою Пугачеву.

  1. ________________________________________________________
  2. ________________________________________________________
  3. ________________________________________________________
  4. _________________________________________________________
  5. ________________________________________________________

Задание 1.2. Отметьте 1 правильный ответ:

  1. Что сказал Гринев Пугачеву о цели своей поездки в Белогорскую крепость?

А. хочет поговорить со Швабриным

Б. избавить сироту, которую обижают

В. жениться на своей невесте

  1. За что Петр Гринев выразил благодарность Пугачеву?

А. за то, что заступился за него

Б.  за то, что дал лошадь и тулуп

В. за то, что посадил в кибитку

  1. О чем задумался Петр Гринев по дороге в Белогорскую крепость?

А. о том, что помог Пугачеву

Б. о том, что счастие всей его жизни зависит от Пугачева

В. о том, как поступить с предателем Швабриным.

Задание 2.1. Подробно опишите изображенную сцену на картине, используя в пересказе выписанные вами оценочные слова.

Задание 2.2. Выразите мораль данной сказки, в чем смысл диалога между Пугачевым и Гриневым? Поделитесь своим мнением, используя приведенные ниже синтаксические конструкции.

  • Мне кажется, …
  • Из данной сказки я понял (а)…
  • Пугачев сравнивает себя с орлом, …
  • Смысл диалога в том, что …
  • Я думаю, за кем осталось последнее слово: за семнадцатилетним Петром Андреевичем или самим Пушкиным…
  • Автор размышляет о …, словно приглашает читателя к диалогу…
  • Мне интересно то, что Марина Цветаева в своем высказывании «Пушкинский Пугачев есть поэтическая вольность…», хотела отметить ….
Критерий оценивания№ заданияДескрипторыББалл
Выписывает слова, определяющие оценочное отношение автора к герою Пугачеву. Отвечает на вопросы текста по данной главе.

 

1Выписывает 5 слов – 5 баллов1
Выписывает 4 слова – 4 балла1
Выписывает 3 слова – 3 балла1
Выписывает 2 слова – 2 балла1
Выписывает 1 слово – 1 балл1
Находит 3 правильных ответа- 3 балла1
Находит 2 правильных ответа- 2 балла1
Находит 1 правильный ответ- 1 балл1
Подробно описывает изображаемую сцену в иллюстрации, используя в пересказе выписанные слова.

 

2.

 

Подробно описывает изображенную сцену, используя в пересказе выписанные оценочные слова – 1 балл1
Демонстрирует последовательное развитие событий прослушанной  главы – 1 балл1
Демонстрирует грамотную речь, соблюдая речевые нормы – 1 балл1
Выражает свое мнение по поводу услышанной калмыцкой сказки.3.

 

Использует синтаксические конструкции, соблюдая стилистические нормы – 1 балл1
Выражает свое мнение – 1 балл1
Всего баллов:13

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*