Асылбекова Сауле Алибаевна
город Алматы
общеобразовательная школа № 58
учитель русского языка и литературы
Виды речевой деятельности: Слушание, говорение.
Цели обучения:
9.1.3.1 понимать содержание прозаических, драматических, поэтических произведений, фрагментов определяя слова, в которых автор выражает эмоционально-оценочное отношение к героям, событиям.
9.2.2.1 пересказывать содержание текста, демонстрируя собственное понимание проблематики, оценивая позицию автора.
Критерии оценивания:
— Выписывает слова, определяющие оценочное отношение автора к герою – Пугачеву по фрагменту главы «Мятежная слобода».
— Отвечает на вопросы текста по данной главе.
— Подробно описывает изображаемую сцену, используя в пересказе выписанные слова.
— Выражает свое мнение по поводу услышанной калмыцкой сказки.
Уровень мыслительных навыков:
понимание, применение, навыки высокого порядка
Время проведения: 20 минут
Слушание
Задание 1.1 Внимательно прослушайте текст
https://pushkinpoetry.ru/kapitanskaya-dochka-11.htm
Глава XI. Мятежная слобода.
Пугачев сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась. Около него стояло несколько из главных его товарищей, с видом притворного подобострастия. Видно было, что весть о прибытии офицера из Оренбурга пробудила в бунтовщиках сильное любопытство и что они приготовились встретить меня с торжеством. Пугачев узнал меня с первого взгляду. Поддельная важность его вдруг исчезла. «А, ваше благородие! — сказал он мне с живостию. — Как поживаешь? Зачем тебя бог принес?» Я отвечал, что ехал по своему делу и что люди его меня остановили. «А по какому делу?» — спросил он меня. Я не знал, что отвечать. Пугачев, полагая, что я не хочу объясняться при свидетелях, обратился к своим товарищам и велел им выйти. Все послушались, кроме двух, которые не тронулись с места. «Говори смело при них, — сказал мне Пугачев, — от них я ничего не таю». Несмотря на чувства, исключительно меня волновавшие, общество, в котором я так нечаянно очутился, сильно развлекало мое воображение. Но Пугачев привел меня в себя своим вопросом: «Говори: по какому же делу выехал ты из Оренбурга?»
Странная мысль пришла мне в голову: мне показалось, что провидение, вторично приведшее меня к Пугачеву, подавало мне случай привести в действо мое намерение. Я решился им воспользоваться и, не успев обдумать то, на что решался, отвечал на вопрос Пугачева:
— Я ехал в Белогорскую крепость избавить сироту, которую там обижают.
Глаза у Пугачева засверкали. «Кто из моих людей смеет обижать сироту? — закричал он. — Будь он семи пядень во лбу, а от суда моего не уйдет. Говори: кто виноватый?»
— Швабрин виноватый, — отвечал я. — Он держит в неволе ту девушку, которую ты видел, больную, у попадьи, и насильно хочет на ней жениться.
— Я проучу Швабрина, — сказал грозно Пугачев. — Он узнает, каково у меня своевольничать и обижать народ. Я его повешу. «…»
Я увидел необходимость переменить разговор, который мог кончиться для меня очень невыгодным образом, и, обратясь к Пугачеву, сказал ему с веселым видом: «Ах! я было и забыл благодарить тебя за лошадь и за тулуп. Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге».
Уловка моя удалась. Пугачев развеселился. «Долг платежом красен, — сказал он, мигая и прищуриваясь. — Расскажи-ка мне теперь, какое тебе дело до той девушки, которую Швабрин обижает? Уж не зазноба ли сердцу молодецкому? а?»
— Она невеста моя, — отвечал я Пугачеву, видя благоприятную перемену погоды и не находя нужды скрывать истину.
— Твоя невеста! — закричал Пугачев. — Что ж ты прежде не сказал? Да мы тебя женим и на свадьбе твоей попируем! — Потом, обращаясь к Белобородову: — Слушай, фельдмаршал! Мы с его благородием старые приятели; сядем-ка да поужинаем; утро вечера мудренее. Завтра посмотрим, что с ним сделаем.
Я рад был отказаться от предлагаемой чести, но делать было нечего.
Поутру пришли меня звать от имени Пугачева. Я пошел к нему. У ворот его стояла кибитка, запряженная тройкою татарских лошадей. Народ толпился на улице. В сенях встретил я Пугачева: он был одет по-дорожному, в шубе и в киргизской шапке. Вчерашние собеседники окружали его, приняв на себя вид подобострастия, который сильно противуречил всему, чему я был свидетелем накануне. Пугачев весело со мною поздоровался и велел мне садиться с ним в кибитку.
Мы уселись. «В Белогорскую крепость!» — сказал Пугачев широкоплечему татарину, стоя правящему тройкою. Сердце мое сильно забилось. Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела…
«Стой! стой!» — раздался голос, слишком мне знакомый, — и я увидел Савельича, бежавшего нам навстречу. Пугачев велел остановиться. «Батюшка, Петр Андреич! — кричал дядька. — Не покинь меня на старости лет посреди этих мошен…» — «А, старый хрыч! — сказал ему Пугачев. — Опять бог дал свидеться. Ну, садись на облучок».
— Спасибо, государь, спасибо, отец родной! — говорил Савельич усаживаясь. — Дай бог тебе сто лет здравствовать за то, что меня старика призрил и успокоил. Век за тебя буду бога молить, а о заячьем тулупе и упоминать уж не стану.
Этот заячий тулуп мог наконец не на шутку рассердить Пугачева. К счастию, самозванец или не расслыхал, или пренебрег неуместным намеком. Лошади поскакали; народ на улице останавливался и кланялся в пояс. Пугачев кивал головою на обе стороны. Через минуту мы выехали из слободы и помчались по гладкой дороге…
Вдруг Пугачев прервал мои размышления, обратясь ко мне с вопросом:
— О чем, ваше благородие, изволил задуматься?
— Как не задуматься, — отвечал я ему. — Я офицер и дворянин; вчера еще дрался противу тебя, а сегодня еду с тобой в одной кибитке, и счастие всей моей жизни зависит от тебя.
— Что ж? — спросил Пугачев. — Страшно тебе?
Я отвечал, что, быв однажды уже им помилован, я надеялся не только на его пощаду, но даже и на помощь…
— Слушай, — сказал Пугачев с каким-то диким вдохновением. — Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-на-все только тридцать три года? — Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст! — Какова калмыцкая сказка?
— Затейлива, — отвечал я ему. — Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину.
Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал. Оба мы замолчали, погрузясь каждый в свои размышления. Татарин затянул унылую песню; Савельич, дремля, качался на облучке. Кибитка летела по гладкому зимнему пути… Вдруг увидел я деревушку на крутом берегу Яика, с частоколом и с колокольней — и через четверть часа въехали мы в Белогорскую крепость
Задание 1.1
Выпишите слова (5 слов), определяющие оценочное отношение автора к герою Пугачеву.
- ________________________________________________________
- ________________________________________________________
- ________________________________________________________
- _________________________________________________________
- ________________________________________________________
Задание 1.2. Отметьте 1 правильный ответ:
- Что сказал Гринев Пугачеву о цели своей поездки в Белогорскую крепость?
А. хочет поговорить со Швабриным
Б. избавить сироту, которую обижают
В. жениться на своей невесте
- За что Петр Гринев выразил благодарность Пугачеву?
А. за то, что заступился за него
Б. за то, что дал лошадь и тулуп
В. за то, что посадил в кибитку
- О чем задумался Петр Гринев по дороге в Белогорскую крепость?
А. о том, что помог Пугачеву
Б. о том, что счастие всей его жизни зависит от Пугачева
В. о том, как поступить с предателем Швабриным.
Задание 2.1. Подробно опишите изображенную сцену на картине, используя в пересказе выписанные вами оценочные слова.
Задание 2.2. Выразите мораль данной сказки, в чем смысл диалога между Пугачевым и Гриневым? Поделитесь своим мнением, используя приведенные ниже синтаксические конструкции.
- Мне кажется, …
- Из данной сказки я понял (а)…
- Пугачев сравнивает себя с орлом, …
- Смысл диалога в том, что …
- Я думаю, за кем осталось последнее слово: за семнадцатилетним Петром Андреевичем или самим Пушкиным…
- Автор размышляет о …, словно приглашает читателя к диалогу…
- Мне интересно то, что Марина Цветаева в своем высказывании «Пушкинский Пугачев есть поэтическая вольность…», хотела отметить ….
Критерий оценивания | № задания | Дескрипторы | ББалл |
Выписывает слова, определяющие оценочное отношение автора к герою Пугачеву. Отвечает на вопросы текста по данной главе.
| 1 | Выписывает 5 слов – 5 баллов | 1 |
Выписывает 4 слова – 4 балла | 1 | ||
Выписывает 3 слова – 3 балла | 1 | ||
Выписывает 2 слова – 2 балла | 1 | ||
Выписывает 1 слово – 1 балл | 1 | ||
Находит 3 правильных ответа- 3 балла | 1 | ||
Находит 2 правильных ответа- 2 балла | 1 | ||
Находит 1 правильный ответ- 1 балл | 1 | ||
Подробно описывает изображаемую сцену в иллюстрации, используя в пересказе выписанные слова.
| 2.
| Подробно описывает изображенную сцену, используя в пересказе выписанные оценочные слова – 1 балл | 1 |
Демонстрирует последовательное развитие событий прослушанной главы – 1 балл | 1 | ||
Демонстрирует грамотную речь, соблюдая речевые нормы – 1 балл | 1 | ||
Выражает свое мнение по поводу услышанной калмыцкой сказки. | 3.
| Использует синтаксические конструкции, соблюдая стилистические нормы – 1 балл | 1 |
Выражает свое мнение – 1 балл | 1 | ||
Всего баллов: | 13 |