КГУ «Средняя школа №24»
учительница русского языка и литературы
Малдыбаева Раушан Токтаркановна
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной работы. Качественный скачок в развитии новых технологий повлёк за собой резко возросшую потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание во все сферы жизнедеятельности, умеющих ставить и решать новые задачи.
Я считаю, что помочь в этой проблеме могут факультативные занятия, элективные курсы, которые играют большую роль в совершенствовании школьного образования. Факультативы, с одной стороны, закрепляют знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой — глубже раскрывают богатства русского языка, знакомят учащихся с такими фактами языка, которые не изучаются на уроках, но которые необходимы в речевой практике. Я заметила, что на занятиях факультативов создаются благоприятные условия для речевой практики: ученик упражняется в русской речи по мере своих сил и возможностей при активной помощи учителя и товарищей. Во многом интерес учащихся к работе на факультативе поддерживается и развивается в ходе занятий. Поэтому я планирую и провожу занятия так, чтобы учащиеся узнавали новое, успевали выполнять намеченную часть практической работы, обстановка была спокойной и доброжелательной, обеспечивалась свобода общения друг с другом и с учителем.
Наиболее привлекательными для школьников любой возрастной категории являются задания с игровыми элементами. Игра, турнир, считалки, составление кроссвордов и ребусов, путешествие, грамматические сказки, викторина, а также практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц завоевали в практике прочное место, как в системе уроков, так и во внеклассной работе по русскому языку.
Урок не может вместить все то, что интересует учащихся, и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. На факультативных же занятиях мои ученики приобретают многие жизненно необходимые навыки, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, общаться на русском языке.
Факультативный курс, как мне, так и многим учителям позволяет наиболее успешно применить индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворить познавательные и жизненные интересы учащихся. Благодаря этому у детей формировались умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.