Натрускина Людмила Григорьевна
преподаватель истории
школа «Болашак»
«Каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно действующим гражданином» (В.Ключевский).
История – комплекс общественных наук, изучающих прошлое человеческого общества в его закономерно-объективном, альтернативном, диалектически сложном развитии.
Задачи исторического образования на современном этапе заключаются в исследовании исторических процессов и развитии навыков исторического мышления, которое предполагает целостную характеристику изучаемого объекта, накопление и систематизацию фактического материала; умения анализировать причинно-следственные связи событий.
Важнейшая задача – не передать программные знания, а
- предоставить учащимся возможность размышлять, сопоставлять, аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, закономерностей, законов исторической науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.
- сформировать способность работать в сотрудничестве для решения разнообразных задач, проявляя свои коммуникативные навыки.
- Умение находить необходимую информацию (не ограничиваясь содержанием учебника).
Увеличение объема информации, компьютеризация обучения требует от учителя умения обеспечить мотивацию учения, т.е. вызвать у учащихся интерес к содержанию, организовать самостоятельное изучение материала.
Самостоятельное изучение материала – это сильнейшее средство эффективности обучения.
Л.Н.Толстой писал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет подражать, копировать».
Преимущества самостоятельной работы:
а) Новая тема усваивается лучше, снижается нагрузка домашней подготовки
б) деятельность, преобразующая способ изложения, органически связана с развитием мышления. Краткая запись всегда под рукой, помогает лучше запомнить (и легче) вспомнить содержание.
в) разнообразит учебный труд, делает его более привлекательным, заставляет учащихся думать, анализировать.
Видов самостоятельной работы множество. Я остановлюсь на тех, которые использую на своих уроках.
Опорные схемы и таблицы (при изучении истории Казахстана и Всемирной истории). Например, при изучении темы «Древний каменный век» учащиеся заполняют структурную и сравнительно-обобщающую таблицы:
Учащиеся должны:
а) определить периоды древнего и позднего каменного веков;
б) определить хронологические рамки древнего и позднего каменного веков.
Таблица 2.
Линии сравнения | Ранний палеолит | Средний палеолит | Верхний палеолит |
Археологическая культура | |||
Человек | |||
Орудия труда | |||
Основные занятия | |||
Особенности климата | |||
Историческая общность | |||
Стоянки людей | |||
Особенности периода. |
Самостоятельный анализ таблиц позволяет учащимся сделать вывод об изменениях, происшедших в жизни людей.
Работа над заполнением таблиц продолжается и на других уроках.
При изучении темы «Ранние государства на территории Казахстана»:
Государство и его хронологиче-ские рамки | Территория, столица | Правители | Племена | Причины образования | Причины распада | Основные события |
Тюркский каганат | ||||||
Огузское государство | ||||||
Карлукское государство | ||||||
Кыпчакское ханство |
По завершении работы с таблицей учащиеся составляют вопросы (2-3) и задают группе. За правильно сформулированный вопрос и за ответ получают оценки.
По «Всемирной истории» предлагаю учащимся заполнить сравнительную таблицу «Экономический кризис 1929 – 1933 г.г.» в странах Европы и США:
Название страны | Политический строй | Пути преодоления кризиса |
1.США | ||
2.Франция | ||
3.Германия | ||
4.Италия | ||
5.Испания |
Затем учащиеся анализируют таблицу, определяют характер и основные тенденции развития ведущих стран мира и разрешают такие проблемы:
1.»Новый курс» Рузвельта: могли ли США пойти другим путем?
- Чему учит исторический опыт Германии в 1920-1930г.г.?
- В чем сходство и различия в политике Рузвельта и Гитлера?
- Сравнить тоталитарный режим в Германии и Италии.
- Почему фашистские режимы не утвердились в ряде государств мира?
Прошу обосновать свой ответ, подтвердить фактами.
Работая с сравнительно-обобщающей таблицей, учащиеся анализируют, сравнивают, сопоставляют факты, обобщают исторические события.
Система выделения главного в историческом материале, путем заполнения схем и таблиц, способствует устранению хронологической путаницы, помогает воссоздать развитие основных событий, глубже понять социально-экономические и политические процессы.
Одним из наиболее распространенных видов самостоятельной работы является работа с учебником, справочной литературой или первоисточниками. Предлагаю учащимся составить опорный конспект темы (простой, сложный, тезисный), или подобрать в тексте факты, доказывающие тезис.
Использую прием «Инсерт» — чтение параграфа с карандашом в руке. Учащиеся используют значки для маркировки текста: «V» — уже знал; “+» — новое; «-» — думал иначе, или думал, что знал; «?» — не понял, есть вопросы. Затем заполняем сводную таблицу – Плюс – минус — интересно.
При изучении восстаний ХVIII- ХIХ в.в. учащиеся выделяют причины явления, основные события, повод к нему, сопоставляют их, сравнивают. Затем составляют по 2-3 вопроса по теме, обмениваются и отвечают только на один вопрос (письменно или устно).
Самостоятельная работа учащихся на уроке является составной частью многих современных технологий. Например, модульной.
Цель модуля – расчленение темы на компоненты в соответствии с дидактическими задачами, определение для всех компонентов целесообразных форм обучения. В учебной практике чаще всего модульное деление темы осуществляется следующим образом:
— вводная часть (знакомлю с общей структурой модуля, определяем цели и задачи, объясняю кратко учебный материал, записывая тезисы в тетрадь).
— диалогическая часть (углубление изучаемого материала с применением самостоятельной, групповой работы)
— итоговая часть (закрепление, контроль, рефлексия).
Тема: «Социально-экономическое, общественно-политическое положение Казахстана в 20-30-х годах ХХ века».
Цель урока:
8.4.1.1 на основе сравнения различных источников и аргументов анализировать изменения, произошедшие в результате новой экономической политики
8.4.2.1 анализировать достижения и недостатки индустриализации в Казахстане
8.4.1.2 анализировать последствия насильственной коллективизации;
8.1.1.1 определять причины и последствия демографических изменений;
Глоссарий: НЭП (продналог, земельно-водная реформа), коллективизация, индустриализация, двадцатипятитысячник, стахановец, репрессии.
№№ п/п | Учебный материал, задания | Рекомендации по изучению учебного материала |
1. | Сельское хозяйство Казахстана в середине 20-х годов. Цель: выяснить необходимость и итоги НЭПа. 1.Определить: — необходимость перехода к новой экономической политике, — итоги земельно-водной реформы и значение 2.Определить итоги НЭПа 3. Сделать вывод. | Работу выполнить за 10-15 минут Записи в тетради должны быть точными и четкими. Работа парами. Каждый выступает в роли «учителя» и «ученика»
|
2. | Сплошная коллективизация крестьян и переход к оседлости. Цель: определить методы проведения, итоги, дать оценку процессу. 1. С какой целью проводилась коллективизация? 2. Когда должна была завершиться коллективизация в Казахстане? 3. Какими методами осуществлялась коллективизация? 4. Какие перегибы были допущены при переходе к оседлости? 5. Каковы были итоги коллективизации? 6. В какой форме выражался протест против перегибов и произвола? | Работу выполнить за 15-28минут. Записи выполнять кратко, ответы давать четко. |
3. | Развитие промышленности Казахстана. Цель: Определить особенности, сущность, последствия индустриализации. 1. Как была восстановлена промышленность Казахстана? 2. Определите факторы ускоренного развития промышленности. 3. Какие трудности и недостатки имели место в развитии промышленности? 4. Запишите итоги и последствия индустриализации | Выполните работу за 20 минут. Обсудить в группах.
|
4. | Закрепление изученного материала. Цель: закрепить изученный материал, дать оценку своей работе; определить вопросы, которые остались неясными. 1. Выполнить тест 2. Заполнить таблицу с основными понятиями. | |
Рефлексия | Что мы узнали, чему научились? Что осталось непонятым? Над чем необходимо поработать? |
- Примерные вопросы теста:
1.Сущностью коллективизации было:
2.Для 30-х годов были не характерны:
- Коллективизация в стране проходила в условиях:
- К чему привела индустриализация страны?
- Каковы итоги коллективизации ? и т.д.
- Предлагаю учащимся высказать свое отношение к тем экономическим процессам, которые проходили в стране в 1930-е годы (письменно).
Индивидуально-групповая работа имеет немало форм – это и «займи позицию», «карусель», «дерево решений». Эти формы эффективны, положительно влияют не только на процесс и результат деятельности, но и активизируют мышление, воображение, память, внимание.
Одним из основных видов самостоятельной работы является подготовка и защита рефератов и презентаций, составление кроссвордов. Темы учащимся даются заранее (ребята самостоятельно определяют форму работы). Так, учащиеся подготовили рефераты и презентации по следующим темам:
— «Казахстан в эпоху камня»;
— «Великая Отечественная война»;
— «Независимый Казахстан» и др.
— Кроссворды и тесты учащиеся составляют на обобщающих уроках.
Правильно организованная самостоятельная работа дает определенные результаты:
- Приобретение новых знаний и умений самостоятельно приобретать знания осуществляется на основе работы с учебником, выполнения работ сравнительного и аналитического характера.
- Вырабатываются умения применять знания на практике.
- Развиваются умения творческого характера.
Все эти формы деятельности позволяют систематизировать учебную информацию, ориентироваться в историко-географическом пространстве, формировать навыки поисковой, аналитической работы учащихся, умению объективной самооценки учебной деятельности.
Современные методики позволяют реализовать идею сотрудничества обучающих и обучаемых, учит их конструктивному взаимодействию, создает доброжелательную обстановку. Уроки становятся интересными, происходит постоянный поиск новых путей решения, процесс открытия новых знаний.
Литература:
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Д. Теория и методика преподавания истории ., М, 2010 г.
- Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке, М., Просвещение , 2008 г.
- Жанпеисова М.М. Модульная технология обучения. Алматы-2002 г.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии, М.1998 г.
- Селевко Г.К., Басов А.В.Новое педагогическое мышление., Ярославль, 1991г.
- Ратанова Т.А. Способы активизации познавательной деятельности школьников. М.Русь, 2004г.
- Харламов И.Ф. Педагогика. М.Наука 2000 г.
Некоторые аспекты преподавания истории: из опыта работы
SOME ACPECTS OF TEACHING HISTORY FROM THE EXPERIENCES.
Л. Натрускина, преподаватель истории Школа «Болашак» Шымкента
- Natruskina, the teacher of History Trade School “BOLACHAK», Shimkent.
В статье автор делится опытом работы по использованию самостоятельной работы, модульной технологии в процессе обучения на уроках истории.
The author shares her experience of usage of independent work and technology of modular training while studying History.