Home » статьи » Некоторые аспекты преподавания истории: из опыта работы

Некоторые аспекты преподавания истории: из опыта работы

Натрускина Людмила Григорьевна
 преподаватель истории
 школа «Болашак»

«Каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно действующим гражданином» (В.Ключевский).

История – комплекс общественных наук, изучающих прошлое человеческого общества в его закономерно-объективном, альтернативном, диалектически сложном развитии.

Задачи исторического образования на современном этапе заключаются в исследовании исторических процессов и развитии навыков исторического мышления, которое предполагает целостную характеристику изучаемого объекта, накопление и систематизацию фактического материала; умения анализировать причинно-следственные связи событий.

Важнейшая задача – не передать программные знания, а

  1. предоставить учащимся возможность размышлять, сопоставлять, аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, закономерностей, законов  исторической науки, на собственные наблюдения, свой  и чужой опыт.
  2. сформировать способность работать в сотрудничестве для решения разнообразных задач, проявляя свои коммуникативные навыки.
  3. Умение находить необходимую информацию (не ограничиваясь содержанием учебника).

Увеличение объема информации, компьютеризация обучения требует от учителя умения обеспечить мотивацию учения, т.е. вызвать у учащихся интерес к содержанию, организовать самостоятельное изучение материала.

Самостоятельное изучение материала – это сильнейшее средство эффективности обучения.

Л.Н.Толстой писал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет подражать, копировать».

Преимущества самостоятельной работы:

а) Новая тема усваивается лучше, снижается нагрузка домашней подготовки

б) деятельность, преобразующая способ изложения, органически связана с развитием мышления. Краткая запись всегда под рукой, помогает лучше запомнить (и легче) вспомнить содержание.

в) разнообразит учебный труд, делает его более привлекательным, заставляет учащихся думать, анализировать.

Видов самостоятельной работы множество. Я остановлюсь на тех, которые использую на своих уроках.

Опорные схемы и таблицы  (при изучении истории Казахстана и Всемирной истории). Например, при изучении темы «Древний каменный век» учащиеся заполняют структурную и сравнительно-обобщающую таблицы:

 

Учащиеся должны:

а) определить периоды древнего и позднего каменного веков;

б) определить хронологические рамки древнего и позднего каменного веков.

Таблица 2.

Линии сравненияРанний палеолитСредний палеолитВерхний палеолит
Археологическая культура   
Человек   
Орудия труда   
Основные занятия   
Особенности климата   
Историческая общность   
Стоянки людей   
Особенности периода.   

Самостоятельный анализ таблиц позволяет учащимся сделать вывод об изменениях, происшедших в жизни людей.

Работа над заполнением таблиц продолжается и на других уроках.

При изучении темы «Ранние государства на территории Казахстана»:

Государство и его хронологиче-ские рамкиТерритория,

столица

ПравителиПлеменаПричины

образования

Причины

распада

Основные

события

Тюркский каганат      
Огузское государство      
Карлукское государство      
Кыпчакское

ханство

      

По завершении работы с таблицей учащиеся составляют вопросы (2-3) и задают группе. За правильно сформулированный вопрос и за ответ получают оценки.

По «Всемирной истории» предлагаю учащимся заполнить сравнительную таблицу «Экономический кризис 1929 – 1933 г.г.» в странах Европы и США:

Название страныПолитический стройПути преодоления кризиса
1.США  
2.Франция  
3.Германия  
4.Италия  
5.Испания  

Затем учащиеся анализируют таблицу, определяют характер и основные тенденции развития ведущих стран мира и разрешают такие проблемы:

1.»Новый курс» Рузвельта: могли ли США пойти другим путем?

  1. Чему учит исторический опыт Германии в 1920-1930г.г.?
  2. В чем сходство и различия в политике Рузвельта и Гитлера?
  3. Сравнить тоталитарный режим в Германии и Италии.
  4. Почему фашистские режимы не утвердились в ряде государств мира?

Прошу обосновать свой ответ, подтвердить фактами.

Работая с сравнительно-обобщающей таблицей, учащиеся анализируют, сравнивают, сопоставляют факты, обобщают исторические события.

Система выделения главного в историческом материале, путем заполнения схем и таблиц, способствует устранению хронологической путаницы, помогает воссоздать развитие основных событий, глубже понять социально-экономические и политические процессы.

Одним из наиболее распространенных видов самостоятельной работы является работа с учебником, справочной литературой или первоисточниками. Предлагаю учащимся составить опорный конспект темы (простой, сложный, тезисный), или подобрать в тексте факты, доказывающие тезис.

Использую прием «Инсерт» — чтение параграфа с карандашом в руке. Учащиеся используют значки для маркировки текста: «V» — уже знал; “+» — новое; «-» — думал иначе, или думал, что знал; «?» — не понял, есть вопросы. Затем заполняем сводную таблицу – Плюс – минус — интересно.

При изучении восстаний ХVIII- ХIХ в.в. учащиеся выделяют причины явления, основные события, повод к нему, сопоставляют их, сравнивают. Затем составляют по 2-3 вопроса по теме, обмениваются и отвечают только на один вопрос (письменно или устно).

Самостоятельная работа учащихся на уроке является составной частью многих современных технологий. Например, модульной.

Цель модуля – расчленение темы на компоненты в соответствии с дидактическими задачами, определение для всех компонентов целесообразных форм обучения. В учебной практике чаще всего модульное деление темы осуществляется следующим образом:

— вводная часть (знакомлю с общей структурой модуля, определяем цели и задачи, объясняю кратко учебный материал, записывая тезисы в тетрадь).

— диалогическая часть (углубление изучаемого материала с применением самостоятельной, групповой работы)

— итоговая часть (закрепление, контроль, рефлексия).

Тема: «Социально-экономическое, общественно-политическое положение Казахстана в 20-30-х годах ХХ века».

Цель урока:

8.4.1.1 на основе сравнения различных источников и аргументов анализировать изменения, произошедшие в результате новой экономической политики

8.4.2.1 анализировать достижения и недостатки индустриализации в Казахстане

8.4.1.2 анализировать последствия насильственной коллективизации;

8.1.1.1 определять причины и последствия демографических изменений;

Глоссарий: НЭП (продналог, земельно-водная реформа), коллективизация, индустриализация, двадцатипятитысячник, стахановец, репрессии.

№№

п/п

Учебный материал, заданияРекомендации по изучению учебного материала
1.Сельское хозяйство Казахстана

в середине 20-х годов.

Цель: выяснить необходимость и итоги НЭПа.

1.Определить:

— необходимость перехода к новой экономической политике,

— итоги земельно-водной реформы и значение

2.Определить итоги НЭПа

3. Сделать вывод.

Работу выполнить за 10-15 минут

Записи в тетради должны быть точными и четкими.

Работа парами. Каждый выступает в роли «учителя» и «ученика»

 

2.Сплошная коллективизация крестьян и переход к оседлости.

Цель: определить методы проведения, итоги, дать оценку процессу.

1. С какой целью проводилась коллективизация?

2. Когда должна была завершиться коллективизация в Казахстане?

3. Какими методами осуществлялась коллективизация?

4. Какие перегибы были допущены при переходе к оседлости?

5. Каковы были итоги коллективизации?

6. В какой форме выражался протест против перегибов и произвола?

Работу выполнить за 15-28минут.

Записи выполнять кратко, ответы давать четко.

3.Развитие промышленности Казахстана.

Цель: Определить особенности, сущность, последствия индустриализации.

1. Как была восстановлена промышленность Казахстана?

2. Определите факторы ускоренного развития промышленности.

3. Какие трудности и недостатки имели место в развитии промышленности?

4. Запишите итоги и последствия индустриализации

Выполните работу за 20 минут.

Обсудить в группах.

 

4.Закрепление изученного материала.

Цель: закрепить изученный материал, дать оценку своей работе; определить вопросы, которые остались неясными.

1. Выполнить тест

2. Заполнить таблицу с основными понятиями.

 
 РефлексияЧто мы узнали, чему научились?

Что осталось непонятым?

Над чем необходимо поработать?

  1. Примерные вопросы теста:

1.Сущностью  коллективизации было:

2.Для 30-х годов были не характерны:

  1. Коллективизация в стране проходила в условиях:
  2. К чему привела индустриализация страны?
  3. Каковы итоги коллективизации ? и т.д.
  4. Предлагаю учащимся высказать свое отношение к тем экономическим процессам, которые проходили в стране в 1930-е годы (письменно).

Индивидуально-групповая работа имеет немало форм – это и «займи позицию», «карусель», «дерево решений». Эти формы эффективны, положительно влияют не только на процесс и результат деятельности, но и активизируют мышление, воображение, память, внимание.

Одним из основных видов самостоятельной работы является подготовка и защита рефератов и презентаций, составление кроссвордов.  Темы учащимся даются заранее (ребята самостоятельно определяют форму работы). Так, учащиеся подготовили рефераты и презентации по следующим темам:

— «Казахстан в эпоху камня»;

— «Великая Отечественная война»;

— «Независимый Казахстан» и др.

 Кроссворды и тесты учащиеся составляют на обобщающих уроках.

Правильно организованная самостоятельная работа дает определенные результаты:

  1. Приобретение новых знаний и умений самостоятельно приобретать знания осуществляется на основе работы с учебником, выполнения работ сравнительного и аналитического характера.
  2. Вырабатываются умения применять знания на практике.
  3. Развиваются умения творческого характера.

Все эти формы деятельности позволяют систематизировать учебную информацию, ориентироваться в историко-географическом пространстве, формировать навыки поисковой, аналитической работы учащихся, умению объективной самооценки учебной деятельности.

Современные методики позволяют реализовать идею сотрудничества обучающих и обучаемых, учит их конструктивному взаимодействию, создает доброжелательную обстановку. Уроки становятся интересными, происходит постоянный поиск новых путей решения, процесс открытия новых знаний.

 

Литература:

  1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Д. Теория и методика преподавания истории ., М, 2010 г.
  2. Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке, М., Просвещение , 2008 г.
  3. Жанпеисова М.М. Модульная технология обучения. Алматы-2002 г.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии, М.1998 г.
  5. Селевко Г.К., Басов А.В.Новое педагогическое мышление., Ярославль, 1991г.
  6. Ратанова Т.А. Способы активизации познавательной деятельности школьников. М.Русь, 2004г.
  7. Харламов И.Ф. Педагогика. М.Наука 2000 г.

 

Некоторые аспекты преподавания истории: из опыта работы

SOME ACPECTS OF TEACHING HISTORY FROM THE EXPERIENCES.

 

Л. Натрускина, преподаватель истории Школа «Болашак» Шымкента

  1. Natruskina, the teacher of History Trade School “BOLACHAK», Shimkent.

В статье автор делится опытом работы по использованию самостоятельной работы, модульной технологии в процессе обучения на уроках истории.

The author shares her experience of usage of independent work and technology of modular training while studying History.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*