Home » статьи » Информационные технологии как средство повышения качества   обучения математики.

Информационные технологии как средство повышения качества   обучения математики.

Черёмухина Ольга Владимировна
педагог — исследователь  по  предмету математики
КГУ «Гимназия №6» акимата города Нур — Султан. 

  “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я  делаю – я усваиваю”.
Китайская мудрость.

Стремительное развитие информационных и коммуникативных технологий является одним из факторов, определяющий вектор развития мирового сообщества XXI века. Цивилизация неуклонно движется к построению информационного общества, где решающую роль играют информация и научные знания.

Современное,  информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и прежде всего перед школой задачу подготовки выпускников способных:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
  • самостоятельно критически мыслить;
  • грамотно работать с информацией;
  • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Предмет математики в курсе средней школы является довольно сложным, а в жизни  знания  немало  важными. Какие же практические знания должна давать математика? Совершенно очевидно, что математика не в состоянии обеспечить ученика отдельными знаниями на всю жизнь: как оформить кредит, как вычислить налоговые отчисления, выбрать телефонный тариф, рассчитать коммунальные платежи, но она должна и обязана вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. Поэтому на уроках математики учащиеся учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, одним словом – думать. В основе всех перечисленных действий и процессов лежит мышление учащихся, которое понимается как форма мыслительной деятельности, основанная на глубоком осмыслении, анализе, синтезе, ассоциативном сравнении, обобщении и системном конструировании знаний об окружающем мире, направленная на решение поставленных проблем и достижении истины. Поэтому в современных условиях, в образовательной деятельности важны ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся, формирование умений проблемно-поисковой, исследовательской деятельности. Решить эту проблему старыми традиционными методами невозможно.

Одним из наиболее актуальных направлений образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества является формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития.

Использование ИКТ на уроках помогает учителю решить такие задачи, как развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формирование и удовлетворение индивидуальных духовных потребностей.

Введение новых информационных технологий в школе непосредственно связывает этот процесс совершенствованием содержания, методов и организационных форм  обучения и воспитания.

Применение информационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека: в памяти человека остаётся часть услышанного материала, часть увиденного,   часть увиденного и услышанного, части материала, если ученик привлечён в активные действия в процессе обучения. Наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека. Использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения.

Использование ИКТ в учебном процессе предполагает повышение качества образования, т. е. решение одной  из  насущных  проблем  для современного общества. Но применение ИКТ не решает автоматически эту проблему без наличия условий для их использования.Применение ИКТ позволяет в значительной степени продвинуться в достижении указанной цели.

Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет

  • сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;
  • эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся свободно осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала в удаленных базах данных благодаря использованию средств телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у учащихся потребности в поисковых действиях;
  • индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
  • раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т.ч. без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки; самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;
  • осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.

С целью интенсификации обучения, наряду с ранее использовавшимися в обучении математике классическими формами обучения в школе и в самостоятельной работе учеников всё чаще используются программное обеспечение учебных дисциплин:

программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий, тематические компьютерные игры.

Возможности компьютера, при использовании адаптированных к нему дополнительных технологий: программных продуктов, Интернета, сетевого и демонстрационного оборудования составляют материальную базу информационно-коммуникативных технологий (далее — ИКТ). ИКТ на мой взгляд, могут быть использованы для обучения математике в различных форматах:

  • самостоятельное обучение с отсутствием или отрицанием деятельности учителя, обучение с помощью учителя-консультанта;
  • частичная замена ( выборочное использование дополнительного материала)
  • использование диагностических и контролирующих материалов;
  • выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
  • использование компьютера для вычислений, построения графиков;
  • использование игровых и занимательных программ;
  • использование информационно-справочных программ.

Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения

  • графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения;
  • возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать)

различными объектами на экране дисплея, изменять скорость их движения, размер, цвет и т. д. позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива. Он позволяет усилить мотивацию учения путемактивного диалога ученика с компьютером,   разнообразием и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет), путем ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и, что немаловажно, выдержкой, спокойствием и «дружественностью» машины по отношению к ученику.

Кроме перечисленного, имеет большое значение тот факт, что в процессе работы ученика и учителя с использованием компьютерных технологий, ученик, во-первых, постепенно входит в реальный мир взрослых, производственную деятельность современного человека. Во-вторых, повсеместное внедрение в жизнь современного человека ИКТ ставит учителя перед дилеммой: либо ты идёшь в ногу со временем, учишь детей по-современному, с использованием современных обучающих технологий, либо отстаёшь и уходишь из профессии.

При выборе условий   для использования ИКТ мною учитываются:

  • наличие соответствующих изучаемой теме программ;
  • количество компьютеризированных рабочих мест;
  • готовность учеников к работе с использованием компьютера;
  • возможностями ученика использовать компьютерные технологии вне класса.

Улучшения восприятия изучаемого материала по предмету можно попытаться достигнуть, используя определенные программные продукты. Изучение учащимися новых тем по математике и контроль знаний мною проводятся с применением тестов и задач, предлагаемых в доступных мне версиях обучающих программ:  «Живая математика», «Наглядная геометрия», «Математика на компьютерах»  и другие.

Мой опыт работы по обсуждаемой теме в настоящее время дает возможность оценить эффективность использования ИКТ при контроле усвоения пройденных тем по математике в сравнимых значениях (качество обучения, данные анкетирования учащихся и т. д.):

  • повысился интерес учеников к изучению математики — на 25%;
  • увеличилось количество учащихся, участвующих в контроле знаний — в 2 раза;
  • качество обучения математики повысилось на 10-15%;

Наряду с этим возможности ИКТ используются для развития памяти учащихся, развития умений организации учебного труда,  умения находить необходимую информацию с помощью ИКТ, формирования логического, абстрактного и системного мышления, формирования мыслительных операций — анализа, доказательства, обобщения, классификации.

Использование ИКТ дает возможность для: повышения мотивации обучения;индивидуальной активности;направленность на личность школьника;формирование информационной компетенции;свобода творчества;интерактивность обучения.

Таким образом, ИКТ становятся неотъемлемой частью современного учебного процесса, способствующей повышению качества образования

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*