Home » статьи » Лингвистические основы изучения части речи «Имя существительное» в начальных классах

Лингвистические основы изучения части речи «Имя существительное» в начальных классах

Хусаинова Рузалия Гамильевна,
преподаватель начальных классов.
частная школа имени К.Карсыбаева,
Казыгуртского района,
Туркестанской области

 

 

Лингвистические основы изучения части речи «Имя существительное» в начальных классах

Түйін  

Мақалада бастауыш сыныпта «Зат есім» септік бөлігін оқытудың лингвистикалық негіздері қарастырылады. Сөйлемнің осы мүшесінің лексикалық және грамматикалық ерекшеліктерін бойына сіңіру оқушылардың сөздік қорын байытумен тығыз байланыста болса, «Зат есім» тақырыбын меңгеру табысты болмақ.

Summary

The article deals with the linguistic foundations of studying the part of speech «Noun» in primary school. The study of the topic «Noun» will be more successful if the assimilation of the lexical and grammatical features of this part of speech occurs in close connection with the enrichment of the vocabulary of students

Имя существительное было объектом изучения многих ученых, как русских, так и зарубежных. В отечественной лингвистике этой проблемой занимались такие видные филологии, как Виноградов В.В., Валгина Н.С, Фомина М.И, Розенталь Д.Э, Рамзаева Т.Г., Львов М.Р и другие.

Имя существительное — это часть речи, обозначающая предмет и выражающая категориальное грамматическое значение предметности в частных грамматических категориях одушевленности/ неодушевленности, рода, числа и падежа.

Существительные называют предметы в широком смысле, то есть не только конкретные предметы окружающей действительности, их совокупности или составные части, но и живых существ, а также действия и состояния в отвлечении от их производителей, свойства и количества в отвлечении от их носителей.

Следовательно, значение предметности — это отвлеченное грамматическое значение, свойственное всем без исключения существительным. Все изменяемые имена существительные в русском языке изменяются по определенным образцам, которые называются типом склонения. В лингвистике выделяются три субстантивных склонения, адъективное склонение и притяжательное склонение.

Распределение имен существительных по основным субстантивным типам склонения зависит от родовой принадлежности существительного. Необходимо отметить, что школьная лингвистика почему-то игнорирует притяжательное и адъективное склонения существительных, что представляется совершенно неоправданным.

Среди слов современного русского языка выделяют, прежде всего, два больших, количественно неоднородных разряда слов — слова самостоятельные (знаменательные) и слова служебные, отдельную группу составляют модальные слова, междометия и звукоподражания. Самая многочисленная группа слов в современном русском языке — это группа слов, относящаяся к имени существительному.

Имя существительное — это знаменательная часть речи, обозначающая предмет (субстанцию) и выражающая это значение в словоизменяемых грамматических категориях числа и падежа и несловоизменяемых категориях рода и одушевленности — неодушевленности. Имена существительные, как часть речи, могут быть названиями конкретных предметов, вещей, веществ, живых существ и организмов, явлений объективной реальности, отвлеченных свойств и качеств, действий и состояний. Всем именам существительным свойственно отвлеченное грамматическое значение — значение предметности.

Для обнаружения грамматического значения предметности, особенно в тех случаях, когда необходимо ограничить, на практике используется подстановка местоименных слов с обобщенно-предметным значением — кто или что. При чем в отличие от имен прилагательных, которые выражают свойства и качества не самостоятельно, а как принадлежащие предмету или явлению, имена существительные выражают отвлеченные свойства и качества (радость, доброта, внимательность), самостоятельно, независимо от тех предметов, явлений или понятий, которым эти свойствам присущи.

Действие или состояние, в отличие от глаголов, в имени существительном выражено вне какой бы то ни было связи с производителем действия, вне времени протекания (питьё, уборка, посев, езда), что не возможно при выражении действия или состояния глаголом, где, как правило, одним из условий является указание на время действия и на производителя действия. Средством выражения грамматической предметности являются морфологические категории существительных.

Для русских существительных обычно выделяют три морфологические категории: род, число, падеж. В грамматических описаниях последних десятилетий в перечень морфологических категорий существительного обычно включаются и одушевленности — неодушевленности.

К собственным именам существительным относятся: лные имена, фамилии, географические, административно-территориальные наименования, названия литературных произведений, астрономические названия, название исторических эпох и событий, народных движений, знаменательных дат: Иван, Елена, Петров, Владимиров, Европа, Двина, Рязань, «Война и мир », Марс, Земля, эпоха Возрождения, Великая Отечественная война, День победы, 1 Мая.

Имена собственные и нарицательные различаются не только семантически. В формально-грамматическом плане имена собственные отличаются от нарицательных тем, что обычно употребляются в форме какого-то одного числа — единственного: Александр, Пушкин, Москва — или множественного: Жигули, Сокольники, Дарданеллы. Для большинства имен нарицательных, напротив, характерно изменение по числам: лес — леса, гора — горы. Однако это формальное различие не является четким и последовательным, потому что далеко не все имена нарицательные имеют обе числовые формы: молоко, студенчество, сани, финансы.

Нередко происходит переход слов из одной группы в другую. Имя нарицательное переходит в имя собственное, когда оно становится наименованием единичного явления. Имя собственное становится нарицательным, если им обозначается целый класс однородных; если с именем собственным связываются какие-то типичные черты, свойственные целому кругу лиц.

Такое имя собственное употребляется как экспрессивное название носителей этих характерных черт: Хлестаков — наглый хвастун, Молчалин — подхалим, Митрофанушка — великовозрастный неуч. Некоторые из таких имён окончательно перешли в разряд нарицательных: меценат — богатый покровитель искусства, ментор — наставник .

Семантико-грамматическое различие между собственными и нарицательными существительными подкреплено графически: имена собственные, в отличие от имен нарицательных, пишутся с прописной буквы . Нарицательные существительные бывают четырех типов: собирательные, вещественные, конкретные и отвлеченные. Имена существительные, употребляемые для обозначения предметов действительности или лиц, называются конкретными (стол, стена, друг, сестра).

Таким образом, изучение темы «Имя существительное» будет более успешным, если усвоение лексико-грамматических признаков данной части речи будет происходить в тесной связи с обогащением словарного запаса учащихся, с овладением операции анализа, сравнения слов и обобщения. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: охарактеризовать имя существительное как части речи, рассмотреть лексико-грамматические разряды и грамматические категории имен существительных; проанализировать программы и учебники по русскому языку и выявить особенности изучения имени существительного; рассмотреть методические приемы изучения имени существительного в начальных классах и проверить их эффективность.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*