Рахимберды Саягүл Баймаханбетқызы
Жамбылская область город Тараз
логопед КПИ средней школы №32
Речь – одна из важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Речь лежит в основе овладения грамотой и всем процессом обучения, а так же играет большую роль в поведении и деятельности ребёнка на всех этапах его развития. Следовательно, можно сделать вывод о том, что среди неуспевающих школьников начальных классов большую часть составляют дети с различными отклонениями в развитии речи.
В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению речевых нарушений учителя-логопеда с родителями (законными представителями).
Я работаю учителем – логопедом в МАДОУ «Колокольчик». В своей практике часто сталкиваюсь с тем, что около половины родителей моих маленьких учеников не придают значения правильному развитию речи своего ребенка, «не замечают» выраженные речевые трудности. А так же не в полной мере понимают содержание деятельности учителя — логопеда, да и вообще сущность, и значимость нашей профессии. В связи с чем, мною был проведен опрос среди родителей, коллег и друзей на тему: «Кто же такой логопед? Специфика работы учителя-логопеда». Проанализировав анкетные данные, выяснилось, что большинство опрошенных считают, что в целом учитель – логопед учит детей правильно выговаривать определенные звуки. Так давайте же разберемся с мифами и заблуждениями относительно того, кто на самом деле этот специалист.
1 миф: «Логопед — это тот же врач!». Логопед педагог, мы получаем специальное педагогическое образование, поэтому детки, с которыми мы занимаемся, не пациенты, а ученики! Конечно, бывают логопеды с первым и вторым медицинским образованием, но это не означает, что его имеют все специалисты по развитию речи. Хотя во время учебы мы достаточно подробно изучали детскую невропатологию, знакомы со всеми неврологическими диагнозами и способны расшифровать ваши медицинские карты, заключения невролога и психиатра. Логопед имеет четкие знания о работе головного мозга, строении речевого аппарата, центральной нервной системы и так далее. Не зря говорят о том, что логопед состоит на стыке двух наук – медицины и педагогики. В своей работе нам зачастую приходится работать в контакте с врачами (невролог, психиатр, отоларинголог и другие специалисты) для того, чтоб эффективно оказать помощь ребенку.
2 миф: «Обращаться к логопеду необходимо не раньше пяти лет». Эти данные устарели, сегодня наука стоит на позициях ранней коррекции. Первый раз проконсультироваться с логопедом можно уже в 2,5 года. Логопед выяснит, соответствует ли речевое развитие возрасту ребенка, даст рекомендации. С детьми, которые совсем не говорят, заниматься нужно уже в три года.
3 миф: «Если подрезать уздечку, ребенок сразу заговорит»! Очень распространенный миф. Укороченная уздечка – это анатомический дефект, который мешает произношению шипящих (ш, ж) и сонорных звуков (л,ль,р,рь). Но в целом на речь она влиять не может.
4 миф: «Логопед занимается постановкой звуков». Звукопостановка – это наиболее заметная для окружающих часть работы логопеда. Но мы работаем над развитием речи в целом, а это: звуковая сторона речи, фонематическое восприятие, лексика (расширение и активизация словарного запаса), грамматика, просодика (интонация, дикция и прочее). Мы работаем над всеми компонентами речи и работать над отдельными из них гораздо сложнее, чем поставить звук ребенку.
5 миф: «Логопед «залезает» в рот разными штучками и (зонды и зондозаменители)». В ряде случаев это необходимо, в таком случае логопед проводит свою работу очень деликатно, не вызывая у малыша никакого дискомфорта. Но хочется отметить, что в большинстве случаев, звуки мы ставим по подражанию, не прибегая к механической помощи, используя профессиональные «секретики».
6 миф: «Логопед волшебник». Быстрые и качественные результаты всегда зависят не только от специалиста, но и от работы и помощи родителя, и конечно же от самого ребенка! Если не выполнять рекомендаций и домашних заданий, результат от занятий все равно будет, но не так скоро, как вы ожидаете. Тут все, как с обычными тренировками: чем чаще и упорнее, тем ближе к победе. И мотивация ребенка, как вы понимаете, играет ключевую роль!
Кто такой логопед и чем он занимается, мы уже выяснили. Давайте разберемся, в каких случаях необходимо обратиться за помощью к учителю — логопеду.
- Если у ребенка в самом раннем возрасте (до года) нет гуления, лепета (звуков типа «кххх», «гыгы», «агу», «агы», затем повторяющихся слогов типа «диди», «гиги», «бубу», «тата»). В таком случае уже в год стоит обратиться к логопеду. Обязательно проконсультироваться с неврологом.
- Если у ребенка в возрасте 2-х лет слишком мало слов, еще нет фраз или ребенок совсем не говорит.
- Если ребенок не говорит простые звуки или заменяет их другими (например, «к» заменяет на «т»: кот- «тот»).
- Если ребенок до 3-х лет говорит на своем языке, причем много и очень активно, а понятных простых слов почти нет.
- Если ребенок все понимает, а говорить не хочет, «очень упрямый».
- Если в возрасте 3-х лет вас хоть что-то настораживает в речи вашего ребенка. Вы сравниваете с речью сверстников и слышите разницу.
- Если в возрасте 4-х, и 5-ти лет речь вашего ребенка нечеткая, смазанная, он невнятно говорит, не выговаривает многие звуки, смягчает их («тяйник» — чайник, «масина» — машина).
- Ребенок начал говорить с запинками, повторяет первые звуки, слоги, слова, заикается.
- Ребенок старше 6-ти лет не произносит правильно какие-то звуки. К этому возрасту у ребенка полностью сформирована фонетическая система, поэтому проблем быть не должно.
- Ребенок старше 6-ти лет не может ответить на вопрос, с трудом учит стихотворения, не может запомнить и пересказать рассказ, в длинных словах переставляет или пропускает слоги.
- Если у ребенка в школе проблемы с письмом или чтением. Чаще всего учителя это замечают во 2-3 классе.
Если к Вашему ребенку относится хоть один из перечисленных пунктов, Вам необходимо обратиться за консультацией к учителю-логопеду. Не допустите дальнейшее наслоение школьных проблем на уже существующие.
Уважаемые родители, помните, грамотная, хорошо поставленная речь в будущем принесет Вашему ребенку только пользу!