Home » О нас » Активизация познавательной деятельности школьников в аспекте компетентностного подхода

Активизация познавательной деятельности школьников в аспекте компетентностного подхода

Д.К. Закирина, Г.А. Сулейменова, магистранты
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
г. Пермь, Россия

Активизация познавательной деятельности школьников в аспекте компетентностного подхода

Аннотация.
В статье рассматривается значимость активизации познавательной деятельности школьников как важного аспекта реализации компетентностного подхода. Описаны теоретические основания понятия, выделены педагогические условия и эффективные методики, способствующие развитию когнитивной активности учащихся.

Ключевые слова:
познавательная деятельность, активизация, школьники, компетентностный подход, интерактивные технологии, мотивация.

D.K. Zakirina, G.A. Suleimenova, Master’s students
Perm State Humanitarian Pedagogical University
Perm, Russia

ACTIVATION OF STUDENTS’ COGNITIVE ACTIVITY IN THE CONTEXT OF THE COMPETENCY-BASED APPROACH

Abstract.
The article examines the importance of activating students’ cognitive activity as a crucial aspect of implementing the competency-based approach. Theoretical foundations of the concept are described, and pedagogical conditions and effective methods that promote the development of students’ cognitive engagement are identified.

Key words:
cognitive activity, activation, schoolchildren, competency-based approach, interactive technologies, motivation.

Аннотация
В статье рассматривается значимость активизации познавательной деятельности школьников как важного аспекта реализации компетентностного подхода. Описаны теоретические основания понятия, выделены педагогические условия и эффективные методики, способствующие развитию когнитивной активности учащихся.

Ключевые слова
познавательная деятельность, активизация, школьники, компетентностный подход, интерактивные технологии, мотивация.

Введение
Современное образование предъявляет высокие требования к выпускнику школы, акцентируя внимание на его способности к самостоятельному мышлению, решению проблем и адаптации к меняющимся условиям. Одним из условий достижения этих целей является компетентностный подход, предполагающий не просто передачу знаний, а формирование способности их применять. Однако без развития познавательной активности учащихся внедрение данного подхода остаётся формальным. Целью настоящей статьи является анализ теоретических основ понятия познавательной активности и выявление педагогических условий, обеспечивающих её развитие.

Теоретические основы познавательной деятельности
Понятие познавательной деятельности в отечественной психолого-педагогической науке раскрывается как процесс активного освоения знаний, включающий мотивационные, когнитивные и рефлексивные компоненты. Согласно Л.С. Выготскому, именно в процессе познания формируются высшие психические функции, что подтверждается исследованиями А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. И.А. Зимняя подчеркивает, что познавательная активность — это системное качество личности, обусловленное не только наличием знаний, но и мотивацией, ценностными ориентациями.

Познавательная активность способствует формированию ключевых компетенций учащегося: функциональной грамотности, способности к самообучению и саморегуляции. Хуторской А.В. рассматривает компетентность как интеграцию знаний, умений, опыта и мотивации к применению этих ресурсов в реальных ситуациях.

Педагогические условия активизации
Переход от традиционного репродуктивного обучения к интерактивным и деятельностным методам — необходимое условие активизации познавательной деятельности. Анализ работ Зеера Э.Ф., Абакумовой Т.В., Селевко Г.К. позволяет выделить следующие условия:

  • создание мотивационно-насыщенной среды;
  • использование интерактивных технологий (дискуссия, кейс-метод, проектная деятельность);
  • цифровизация обучения с применением геймификации;
  • индивидуальный подход и педагогическая поддержка;
  • организация групповой формы работы с элементами исследовательской деятельности.

Цифровые технологии как инструмент

Современные цифровые инструменты (Kahoot, Quizizz, Blooket, Minecraft Education, Classcraft) повышают мотивацию учащихся, способствуют вовлечению в учебный процесс и формированию устойчивого интереса к предмету. Системы визуализации информации, интерактивные карты, платформа Академии Хана и онлайн-тестирование обеспечивают интерактивную обратную связь и развитие навыков самоконтроля.

Выводы и перспективы

Активизация познавательной деятельности учащихся — ключевой фактор успешной реализации компетентностного подхода. Разработка и внедрение методических рекомендаций, учитывающих возрастные особенности, цифровую грамотность и мотивационные аспекты, позволят обеспечить системную работу по формированию ключевых компетенций. В дальнейшем возможно проведение эмпирического исследования эффективности предложенных условий в реальной школьной практике.

Список литературы

  1. Абакумова Т.В. Смысл и обучение. — Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2017.
  2. Вербицкий А.А. Контекстное обучение в современном образовании. — М.: Логос, 2018.
  3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии. — М., 2020.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 2011.
  5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. — М., 2003.
  6. Зимняя И.А. Психология обучения. — М.: Логос, 2021.
  7. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Педагогика, 2018.
  8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Смысл, 2020.
  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2019.
  10. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. — Екатеринбург: УрГПУ, 2016.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*