Home » О нас » Активизация познавательной деятельности школьников в аспекте компетентностного подхода

Активизация познавательной деятельности школьников в аспекте компетентностного подхода

УДК 373.3:028:1
Д.К. Закирина, Г.А. Сулейменова, магистранты
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
г. Пермь, Россия

Научный руководитель:
Липкина Нина Григорьевна
Кандидат педагогических наук, доцент
Кафедры педагогики и психологии

Аксиологический подход к формированию читательской грамотности у младших школьников

Аннотация. В статье рассматриваются возможности применения аксиологического подхода в формировании читательской грамотности у младших школьников.
Особое внимание уделено осмыслению текста как носителя ценностей и развитию у детей способности к нравственной оценке прочитанного.
Статья раскрывает значимость личностного отклика на содержание прочитанного текста, а также его смыслового восприятия. Читательская грамотность рассматривается не только как функциональный, но и как ценностный результат начального образования.
Ключевые слова: аксиологический подход, читательская грамотность, ценность, начальная школа, литературное чтение, нравственное развитие, личностные смыслы.

Zhadyra Kenzhebayeva,
Master’s students
Perm State Humanitarian Pedagogical University
Perm, Russia
Scientific supervisor:
Lipkina Nina Grigorievna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Departments of Pedagogy and Psychology

AXIOLOGICAL APPROACH TO THE FORMATION OF READING LITERACY IN PRIMARY SCHOOLCHILDREN

Abstract. The article examines the theoretical foundations and practical potential of applying an axiological approach to the formation of reading literacy in primary schoolchildren. Particular attention is paid to the interpretation of the text as a carrier of values and the development of students’ ability to make moral judgments about what they have read. The importance of personal response, empathy, and meaningful perception of literary text is emphasized, which allows us to consider reading literacy not only as a functional skill but also as a value-based educational outcome in primary education.

Key words: axiological approach, reading literacy, values, primary school, literary reading, moral development, personal meaning.

Формирование читательской грамотности младших школьников -сложный педагогический процесс, в котором сочетаются когнитивные, эмоциональные и ценностные компоненты. Современные образовательные ориентиры, зафиксированные в международных (PISA) и национальных стандартах, показывают необходимость не только обучения ребёнка понимать прочитанное, но и формировать у него личностное отношение к содержанию текста, способность к оценке поступков героев, рефлексии и нравственным суждениям. В этом контексте аксиологический подход приобретает особую значимость как основа гуманистической педагогики, направленной на развитие внутреннего мира ребёнка и его ценностной картины мира.

Аксиологический подход в образовании мы рассматриваем как системообразующий компонент воспитательно-образовательного процесса. Он нацелен на воспитание способности к этическому мышлению, осознанию личной ответственности, развитию моральных ориентиров и эмоционального отклика. В условиях начальной школы, где закладываются основы формирования личности, данный подход особенно актуален. Важно, что в процессе его реализации ребенок не просто обучается технике чтения и понимания текста, но и переживанию прочитанного, способности соотносить поступки литературных героев с жизненными ситуациями, а сюжет – с личным опытом.

В начальной школе работа с текстом должна выходить за рамки чисто познавательного уровня и включать ценностно-смысловой анализ. При этом необходимо подбирать произведения, которые несут ярко выраженное нравственное содержание и побуждают к сопереживанию. В этом отношении литературное наследие К. Ушинского, Л. Толстого, В. Осеевой, Н. Носова, а также сказки народов мира являются  незаменимым ресурсом для реализации аксиологического подхода. Они позволяют не только развивать воображение и мышление, но и формировать этические представления, способность к моральному выбору, к рефлексии и оценке.

Формирование читательской грамотности на ценностной основе предполагает интеграцию эмоционального и смыслового восприятия. Диалог с текстом строится не только как анализ информации, но и как взаимодействие с авторской позицией, с моральной дилеммой, с миром чувств и поступков персонажей. Педагог при данном подходе становится медиатором между текстом и внутренним миром ребёнка, способствуя осмыслению жизненных ситуаций через художественное слово. Педагогическая направлена на помощь в осмыслении собственных чувств ребенком, на сопереживание, обсуждение, творческую интерпретацию. Особое значение в этом аспекте приобретает проектная деятельность, направленная на закрепление нравственных ориентиров. Письма героям, рисунки, инсценировки, подарки, сюрпризы и др. усиливают личностную вовлечённость ученика и превращают процесс чтения в осмысленный и значимый опыт.

В реализации данного подхода важную роль играет школьная библиотека, где ребёнок получает доступ к системе ценностей через художественные тексты. Программа «Детская библиотека», реализуемая на государственном уровне, способствует не только расширению читательского кругозора, но и обеспечивает ценностную насыщенность содержания образования. В условиях цифровизации и сокращения живого общения библиотека становится пространством смыслового общения, взаимопонимания и нравственного становления.

Таким образом, применение аксиологического подхода в формировании читательской грамотности позволяет создать культурно-нравственное пространство, в котором чтение становится не просто средством обучения, но и средством воспитания, развития личностной рефлексии, гуманистического мировоззрения, духовно-нравственной устойчивости младших школьников.

Литература

  1. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования (приказ МП РК от 3 августа 2022 года № 348)
  2. Программа «Детская библиотека» и список книг, охватывающие различные периоды и жанры художественной литературы
  3. Вахрушев А. А., Бурский Е. М., Бурская М. А. Ценности и смыслы в начальной школе. — М.: Вита-Пресс, 2018.
  4. Елкина И. В. Аксиологический подход в образовательной практике начальной школы // Начальная школа. — 2021. — № 5. — С. 35–38.
  5. OECD. PISA 2022 Assessment and Analytical Framework. — Paris: OECD Publishing, 2022.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*