Home » статьи » Использование развивающих игр Воскобовича в организованной деятельности детей дошкольного возраста

Использование развивающих игр Воскобовича в организованной деятельности детей дошкольного возраста

Воспитатель высшей категории:
Петрова Светлана Викторовна
Комплекс школа-ясли -сад » Айгерім»
г.Шымкент

«Мы отказались от «одноразовых» продуктов: собрал-разобрал и отложил в сторону, мы создаем универсальные игры, которые можно неоднократно творчески использовать»
В.В. Воскобович

Дошкольный период детства является фундаментом всей системы образования, т.к. именно на данном возрастном этапе происходит закладывание основ личности ребенка. В связи с постоянными изменениями, происходящими в системе дошкольного образования, возникает необходимость стремительных, динамических и кардинальных изменений, соответствующих потребностям современного общества и требованиям основных нормативных документов (закон РК «Об образовании», государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения) [1,2].

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, ведущей деятельностью, как известно, выступает игровая. Отметим слова  В.А. Сухомлинского, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире». Именно поэтому для дошкольников игра является лучшей формой обучения. Правильно организованный игровой процесс создаѐт условия для развития всех качеств ребѐнка: интеллектуальных, личностных, физических; формирует предпосылки учебной и социальной успешности ребѐнка. Но важно подобрать такую технологию, которая не только бы решала поставленные задачи, но и смогла заинтересовать детей разного возраста. На наш взгляд, с этим успешно справляется игровая технология В.В. Воскобовича.

Развивающие игры Воскобовича ‒ являются творческой методикой. В основу игр заложены три основных принципа ‒ интерес, познание, творчество [3]. Это не просто игры, а сказки, квесты, приключения, забавные персонажи, которые побуждают малыша к мышлению и творчеству, и направленны на различные аспекты детского развития: эмоционального, сенсорного, интеллектуального, математического, конструктивного, творческого, речевого.

Игры В.В. Воскобовича имеют широкий возрастной диапазон участников игр. Одна и та же игра привлекательна для детей и четырех, и шести лет. Это возможно потому, что в ней есть упражнения в одно-два действия для малышей и сложные многоступенчатые задачи для старших дошкольников. Например, играя с «Волшебной восьмеркой» дети младшего возраста запомнят цвета, а старшие дошкольники научатся конструировать цифры. В игре с Геоконтом малыши создают образы по собственному замыслу, конструируют простые геометрические фигуры, а старшие дети знакомятся с понятиями луч, отрезок, кривая и т.д. Уровень сложности можно повысить, если чувствуете, что ребѐнок может большее, независимо от его возраста.

Применение технологии «Сказочные лабиринты игры» в образовательной деятельности реализуется нами через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской) и через их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, повышающих познавательную активность детей и: создание проблемных ситуаций, решение логических задач, сравнение, моделирование и конструирование, экспериментирование; создание ситуаций занимательности, воображаемых ситуаций, использование сюрпризных моментов, игры-драматизации, придумывание сказок и др. [4].

Наиболее эффективным средством интеллектуального развития детей дошкольного возраста является игровая технология В.В. Воскобовича «Коврограф Ларчик» – это уникальный материал для всестороннего развития    дошкольника.

Игровые пособия В.В. Воскобовича делятся на три группы: универ- сальные, математические и игры с буквами, слогами, словами. «Коврограф Ларчик» относится к универсальным пособиям.

«Коврограф Ларчик» – это игровое поле из ковролина и наглядный ма- териал: «Забавные буквы», «Забавные цифры», «Разноцветные веревочки», «Разноцветные круги», «Разноцветные квадраты-эталоны цвета», «Буквы и цифры» и оригинальные элементы: зажимы, кармашки и т. п.

Пособие является универсальным, так как способствует сенсорному развитию, развитию психических процессов (память, внимание, мышление, воображение). С данным пособием могут использоваться различные игровые ситуации для детей дошкольного возраста по разным направлениям.

Таким образом, использование игровых методов и приѐмов на «коврографе» позволяет активизировать познавательные процессы, тем самым ускорить процесс развития детей.

В своей группе мы оформили «Интеллектуально-игровой центр», где разместили пособия и игры, разработанные В.В. Воскобовичем, которые хорошо вписались в нашу развивающую среду благодаря их хорошему оформлению и многофункциональному применению. В этом центре дети закрепляют знания, полученные в ходе образовательной деятельности в виде разминки, в свободное время, что обеспечивает максимальное накопление информации о величине, цвете, пространственном понятии, совершенствуется процесс восприятия, вырабатывается координация руки, глаза. Предметно-развивающая среда, продумана таким образом, что весь материал дает возможность каждому ребенку действовать самому, обеспечивает развитие познавательных интересов воспитанников разного возраста.

Использование этих игр в педагогическом процессе позволяет нам перестроить образовательную деятельность, заменяя привычные занятия игровой деятельностью.

Применение «Квадрата Воскобовича» позволило сформировать у детей умение сравнивать, анализировать, иметь представления об объемных фигурах и плоских, соотносить часть и целое, пространственно мыслить, видоизменять одну геометрическую фигуру в другую и др. «Квадрат Воскобовича» возможно изготовить самостоятельно или привлечь для этого родителей, что мы и сделали. В нашей группе 25 таких квадратов, что позволяет нам включать «Квадрат Воскобовича» в любой образовательный процесс.

Работая в данном направлении, педагоги получают массу положительных эмоций, что является профилактикой их профессионального выгорания.

И в завершении, вышеизложенного хочется порекомендовать педагогам ДОУ, использовать в своей деятельности с дошкольниками игры В.В. Воскобовича, а также не бояться экспериментировать и вносить свои идеи.

ЛИТЕРАТУРА

  1. ЗаконРК «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III
  2. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения. Министрство просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348
  3. Воскобович, В. В. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты» / В. В. Воскобович. – Санкт- Петербург : НИИ «Гириконд», 2000.
  4. Бондаренко, Т. М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. – Воронеж : ИП С. С. Лакоценин, 2009. – 190 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*