Кантарбаева Айнур Абдимараловна
учитель начальных классов,
КГУ «Общеобразовательная школа №4
г.Щучинск отдела образования по Бурабайскому району
управления образования Акмолинской области»
педагог-эксперт.
«Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе»
«Искусство преподавания – это искусство содействия открытиям»
Марк Ван Дор.
Слова Марка Ван Дора об искусстве преподавания глубоко отражают суть педагогической деятельности, особенно в контексте развития функциональной грамотности. Сегодня образование не ограничивается лишь передачей знаний. Важно, чтобы ученик научился думать, анализировать, принимать решения и применять полученные знания в жизни. В этом и заключается суть функциональной грамотности, которая охватывает способность использовать знания и умения в реальных жизненных ситуациях.
Современный мир требует от человека не только владения базовыми академическими навыками, но и способности адаптироваться, принимать самостоятельные решения и справляться с повседневными задачами. В условиях быстро меняющегося общества важно, чтобы мы, как педагоги, не только учили детей решать уравнения и считать, но и помогали им применять эти знания в реальной жизни, развивать навыки критического мышления, решать практические задачи и выстраивать логические связи.
Математическая грамотность, как составляющая часть функциональной грамотности, — это не просто знание математики или умение читать и писать. В современном образовательном контексте математическая грамотность включает в себя умение читать, писать, работать с информацией, решать задачи, а также критически мыслить и принимать решения. Развитие функциональной грамотности у школьников в начальной школе является важной составляющей общей образовательной стратегии, поскольку в младших классах закладываются основы всех последующих знаний и умений.
Математика играет ключевую роль в формировании функциональной грамотности, поскольку она не только развивает логическое и абстрактное мышление, но и учит решать задачи, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Развитие функциональной грамотности на уроках математики позволяет учащимся научиться использовать математические знания в различных практических ситуациях, решать задачи, делать выводы и принимать обоснованные решения.
- Понятие функциональной грамотности и её значение для учеников начальной школы
Функциональная грамотность в контексте образования означает способность эффективно использовать знания и умения для решения реальных жизненных проблем. В отличие от узкой академической грамотности, которая фокусируется исключительно на знании учебного материала, математическая грамотность включает в себя умение применять полученные знания и навыки в различных жизненных ситуациях.
Для младших школьников это означает:
- Умение решать математические задачи, используя различные методы.
- Способность применять арифметические операции в реальных жизненных ситуациях, таких как покупка товара, планирование бюджета, расчёт времени.
- Навыки анализа данных (например, в виде таблиц, графиков, схем) и интерпретации полученных результатов.
- Развитие критического и логического мышления, которое помогает принимать обоснованные решения.
В начальной школе очень важно развивать у детей навыки, которые пригодятся им не только в школьной жизни, но и в повседневной деятельности.
- Основные компоненты математической грамотности
Развитие функциональной грамотности на уроках математики предполагает формирование нескольких ключевых компонентов:
- Математические знания и умения. Это фундамент, на котором строится вся функциональная грамотность. У детей должны быть хорошие знания основ арифметики, геометрии, умения работать с числовыми величинами.
- Способность решать практические задачи. Это умение применять математические знания для решения реальных задач. Примеры включают расчёт стоимости покупки, измерение длины, определение времени и т.д.
- Интерпретация и анализ данных. Важным элементом функциональной грамотности является способность анализировать информацию, представленную в разных формах: таблицах, диаграммах, графиках и т.п.
- Коммуникация с помощью математики. Это умение объяснять свои решения, аргументировать их, использовать математические термины и символику.
Основные компоненты математической грамотности в начальной школе можно разделить на несколько ключевых аспектов:
- Знание базовых математических понятий и навыков
Первый и основной компонент — это знание базовых математических понятий и умений, необходимых для решения стандартных задач. К таким знаниям относятся:
- Арифметические операции: умение выполнять действия сложения, вычитания, умножения и деления с натуральными числами, а также использовать их для решения простых текстовых задач.
- Математические единицы измерения: знание единиц измерения длины, массы, объёма, времени, площади и их взаимосвязь.
- Числовая прямая: осознание порядка чисел, умение ориентироваться в числовом ряду, а также умение работать с числами в пределах 1000.
- Знакомство с элементарной геометрией: понятия о геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), их свойствах, а также умение измерять длину, ширину, площадь простых фигур.
Знания этих понятий являются основой для всех дальнейших этапов обучения математике.
- Умение решать математические задачи
Ключевым аспектом математической грамотности является способность применять знания для решения реальных задач. Умение решать задачи связано с несколькими навыками:
- Чтение и интерпретация условий задачи: понимание текста задачи, выделение необходимых данных и формулирование поиска решения.
- Выбор стратегии решения: понимание того, какие математические методы и операции нужно применить для решения задачи (например, сложение или вычитание, составление уравнений, использование свойств фигур).
- Пошаговое выполнение вычислений: умение применять правила и алгоритмы для нахождения ответа, а также проверка результата.
- Решение нестандартных задач: способность находить различные способы решения проблемы и анализировать их.
Решение задач помогает развивать не только математические навыки, но и логическое и критическое мышление, умение аргументировать и обосновывать свои решения.
- Использование математических понятий в повседневной жизни
Развитие математической грамотности включает в себя не только выполнение заданий из учебника, но и умение применять математические знания в реальной жизни. Это важно для того, чтобы дети понимали, зачем им нужны математические знания, и видели их практическую ценность. К этому компоненту относятся:
- Понимание финансовых операций: способность рассчитать стоимость товаров, сдачу, умение пользоваться скидками и акциями.
- Использование измерений: умение измерять различные объекты (длину, массу, время), а также интерпретировать результаты измерений (например, в кулинарии или при ремонте).
- Планирование и организация времени: умение определять время начала и окончания событий, рассчитывать продолжительность задач.
- Интерпретация данных: умение работать с простыми диаграммами, таблицами, графиками и другой информацией, представленной в визуальной форме.
Применение математики в реальной жизни помогает детям осознать важность предмета и мотивирует их к дальнейшему обучению
- Развитие логического и критического мышления
Одним из важных аспектов математической грамотности является развитие логического и критического мышления, что помогает учащимся
- Способность к анализу: умение разбивать задачу на части, анализировать, какие данные являются важными, а какие — лишними.
- Обоснование решений: умение объяснить, почему выбран тот или иной метод решения задачи, и дать аргументированный ответ.
- Выявление закономерностей: способность выявлять связи и закономерности в числовых рядах, формах, объектах и процессах.
- Решение нестандартных задач: разработка нескольких подходов к решению проблемы, выявление различных путей решения.
- Коммуникация математическими средствами
Математика — это язык, на котором можно описывать мир, и важно, чтобы дети научились «говорить» на этом языке. Умение чётко и понятно излагать свои мысли, объяснять, как был найден ответ, имеет большое значение для формирования математической грамотности. Это включает в себя:
- Использование математических терминов: знание и правильное применение математической терминологии при решении задач, обсуждении решений, объяснении результатов.
- Чтение и интерпретация математических текстов: способность понимать условия задач, а также читать и понимать схемы, графики и другие графические представления данных.
- Передача решений другим: умение объяснять свои решения и действия другим учащимся или взрослым, аргументировать их с помощью математических фактов и логики.
- Постоянная рефлексия и самооценка
Развитие математической грамотности невозможно без умения анализировать собственные действия и результаты. Важным компонентом является:
- Оценка правильности решений: способность проверять свои ответы и методы их получения.
- Исправление ошибок: умение исправлять собственные ошибки и понимать, где и почему решение было принято неверно.
- Саморазвитие: желание и способность учащихся развивать свои математические навыки и искать способы улучшить свои результаты.
- Развитие математической грамотности через практические задачи
На уроках математики в начальной школе особое внимание следует уделять практическим задачам, которые моделируют реальные жизненные ситуации. Это позволяет детям не только учиться решать математические задачи, но и видеть практическое применение полученных знаний.
Математическая грамотность в начальной школе формируется через практическое применение знаний в различных жизненных ситуациях, решение задач, развитие логического и критического мышления. Задания должны быть разнообразными и интересными, чтобы дети могли понять, как математика применяется в повседневной жизни. Вот несколько примеров таких заданий:
- Задания на решение практических задач
Задание 1: «Покупка игрушек»
- Условие: На распродаже игрушек в магазине мяч стоит 120 рублей, а кукла — 150 рублей. Мама
- Цель: Закрепление навы
Задание 2: «Поездка в зоопарк»
- Условие: В школьной поездке в зоопарк участвуют 3 автобуса. В каждом автобусе 18 детей. Сколько всего детей поедет в зоопарк?
- Цель: Умножение, решение задачи на количество.
Задание 3: «Бюджет для школьной ярмарки»
- Условие: ты и твои друзья решили устроить школьную ярмарку. Ваша команда продает игрушки. Каждая игрушка стоит 30 рублей. Сколько игрушек вам нужно продать, чтобы заработать 900 рублей?
- Цель: использование деления для нахождения количества товаров, решение задачи в контексте реальной жизни.
- Задания на использование геометрии в повседневной жизни
Задание 4: «Математика в строительстве»
- Условие: Ты строишь дом для своей игрушки. В нём есть прямоугольная комната, длина которой 4 см, а ширина — 3 см. Какую площадь имеет эта комната?
- Цель: Расчет площади прямоугольника, знакомство с основами геометрии.
Задание 5: «Устройство сада»
- Условие: Ты планируешь посадить растения в своем саду. Сад будет иметь форму квадрата, каждая сторона которого будет длиной 5 метров. Сколько квадратных метров будет занимать твой сад?
- Цель: Расчет площади квадрата, использование формул для нахождения площади.
- Задания на работу с измерениями
Задание 6: «Измерение длины»
- Условие: Тебе нужно измерить длину стола. У тебя есть линейка длиной 30 см. Сколько линеек длиной 30 см тебе понадобится, чтобы измерить весь стол, если его длина — 1 метр?
- Цель: преобразование единиц измерения, использование деления для нахождения количества линеек.
Задание 7: «Расчет времени»
- Условие: Ваша экскурсия в музей начинается в 10:00 и длится 2 часа 30 минут. Во сколько закончится экскурсия?
- Цель: Работа с временем, сложение и вычитание времени.
- Задания на работу с данными и графиками
Задание 8: «График температур»
- Условие: В течение недели ты следил за температурой воздуха в своем городе. Результаты следующие (в градусах Цельсия): понедельник — 15°C, вторник — 17°C, среда — 14°C, четверг — 18°C, пятница — 16°C, суббота — 19°C, воскресенье — 20°C.
- Какова средняя температура в течение недели?
- В какой день была самая высокая температура?
- Цель: работа с данными, умение находить среднее значение, анализ графиков.
Задание 9: «Диаграмма любимых фруктов»
- Условие: В классе провели опрос: какие фрукты дети любят больше всего. Результаты опроса:
- Яблоки — 12 человек
- Бананы — 8 человек
- Апельсины — 5 человек
- Груши — 3 человека
- Построй столбчатую диаграмму, отображающую результаты опроса.
- Какой фрукт любимый среди детей?
- Цель: Построение столбчатой диаграммы, анализ данных.
- Задания на логику и математическое мышление
Задание 10: «Какой день?»
- Условие: Сегодня понедельник. Через 3 дня будет выходной, а через 5 дней ты пойдёшь в кино. Скажи, какой день будет через 8 дней?
- Цель: Развитие логического мышления, работа с числовыми последовательностями.
Задание 11: «Математический лабиринт»
- Условие: Пройдите лабиринт, выполняя математические действия:
- Начни с числа 10.
- Умножь его на 2.
- Прибавь 5.
- Раздели результат на 3.
- Вычти 4. Какое число ты получишь в конце пути?
- Цель: Развитие умения выполнять последовательность арифметических операций.
- Задания на обоснование и аргументацию решений
Задание 12: «Вторая часть задачи»
- Условие: У тебя есть 24 конфеты, и ты хочешь поделиться ими с друзьями. Сколько конфет ты должен отдать каждому другу, если у тебя 4 друга?
- Сначала реши задачу, потом объясни, как ты нашел решение.
- Цель: Развитие умения объяснять свои действия, аргументация математических решений.
Задание 13: «Какой способ решения задачи лучше?»
- Условие: У тебя есть две задачи, которые можно решить разными способами:
- 15 + 20 = ?
- 100 — 30 = ? Выбери самый быстрый способ решения и объясни, почему ты его выбрал.
- Цель: Развитие навыков анализа, выбор оптимального способа решения.
- Использование игровых методов для развития математической грамотности
Одним из эффективных методов развития функциональной грамотности является использование игровых технологий. Игры активизируют познавательную деятельность, делают уроки более увлекательными и позволяют учащимся осваивать математические знания через практическую деятельность.
Примеры игр:
- Математические квесты — задания, в которых дети решают задачи и получают подсказки, ведущие к следующему этапу.
- Математические конкурсы и турниры — например, «Кубок чисел», где дети соревнуются в решении задач на скорость и точность.
- Ролевая игра — например, «Магазин», где ученики должны использовать математические знания для покупки и продажи товаров.
Игровой процесс помогает детям увидеть практическую сторону математики, а также развивает навыки командной работы и коммуникации.
- Проектная деятельность, как способ развития функциональной грамотности на уроках математики
Проектная деятельность является отличным способом развития функциональной грамотности, поскольку она включает в себя работу над реальными задачами, требующими применения математических знаний. Проектная работа развивает у детей:
- Умение ставить цели и планировать действия.
- Навыки поиска и анализа информации.
- Способность работать в группе и презентовать результаты.
Проектная деятельность может быть организована в рамках урока или в виде внеклассных мероприятий. Например, можно организовать проект, связанный с расчётом стоимости школьных принадлежностей, или проект по сбору и анализу данных о температуре воздуха в классе за неделю.
Проектная деятельность на уроках математики помогает учащимся развивать функциональную грамотность через следующие аспекты:
- Применение математических знаний в реальной жизни: проектные задания часто включают ситуации, в которых учащиеся должны использовать математику для решения жизненных задач. Например, расчёт бюджета для школьной ярмарки, проектирование комнаты с учётом размеров мебели или определение количества материалов для строительных работ. Это помогает детям понять, зачем они изучают математику и как она может быть полезна в повседневной жизни.
- Работа с данными: в рамках проектов ученики часто сталкиваются с необходимостью собирать, анализировать и интерпретировать данные. Это может быть работа с таблицами, графиками, диаграммами или обработка результатов наблюдений. Например, анализ температурных данных в классе или расчёт стоимости товаров на школьном рынке. Такая работа помогает ученикам развивать умение делать выводы на основе анализа информации.
- Развитие критического мышления: проектная деятельность требует от учащихся не только поиска решения, но и анализа различных вариантов решения задачи, выбора наиболее подходящего метода, обсуждения своих решений с одноклассниками. Это развивает способность к самоанализу и критическому осмыслению собственных действий, что является важным компонентом функциональной грамотности.
- Работа в группе и коммуникация: многие проекты выполняются в группах, что способствует развитию коммуникативных навыков, умения слушать и учитывать мнения других, а также координировать коллективные действия для достижения общей цели. В таком формате учащиеся учатся работать в команде, делиться идеями, организовывать совместную деятельность и правильно распределять обязанности.
- Интерпретация и представление результатов: в проектной деятельности важно не только решить задачу, но и уметь представить результаты работы. Это может быть как устная презентация, так и создание визуальных материалов (плакатов, графиков, диаграмм, макетов). Ученики учатся обосновывать свои решения, используя математическую терминологию, что развивает их навыки коммуникации на математическом языке.
Примеры проектных заданий на уроках математики для начальной школы
- Проект «Школьная ярмарка»: ученики планируют и организуют виртуальную школьную ярмарку. Задача — рассчитать количество товара, необходимое для ярмарки, бюджет, составить список покупок с учётом стоимости каждого предмета, вычислить сдачу. Это позволяет учащимся применять арифметические операции, работать с денежными единицами, учить детей принимать решения на основе анализа данных.
- Проект «Математика в природе»: ученики исследуют различные геометрические фигуры в природе (например, форму листьев, деревьев, цветков) и делают выводы о том, как эти формы можно использовать в строительстве или дизайне. Это задание развивает навыки работы с геометрическими фигурами, умение находить закономерности и использовать математические знания в реальных ситуациях.
- Проект «Город будущего»: дети проектируют макет города, рассчитывая площадь домов, парков, количество жителей и т. д. При этом им необходимо работать с единицами измерения, площади, объёма и другими математическими понятиями. Такой проект помогает развивать пространственное мышление
- Проект «Как составить свой бюджет?»: ученики создают и ведут личный или семейный бюджет. Они рассчитывают, как распределить деньги на
Преимущества проектной деятельности в обучении математике
- Активизация познавательной деятельности: проектная деятельность превращает учеников из пассивных получателей знаний в активных участников образовательного процесса.
- Подготовка к реальной жизни: задания, связанные с реальными проблемами, дают учащимся представление о том, как математика применяется в повседневной жизни.
- Углубленное усвоение материала: проектная деятельность позволяет детям углубленно изучать темы, повторять и закреплять знания на практике.
- Применение информационных технологий для развития математической грамотности
В современном образовательном процессе использование информационных технологий значительно расширяет возможности учителя в развитии функциональной грамотности. С помощью различных образовательных платформ, приложений и интерактивных материалов можно:
- Создавать и решать задачи с использованием мультимедийных ресурсов.
- Проводить интерактивные занятия с использованием виртуальных досок и программ для моделирования математических ситуаций.
- Анализировать данные, представляя их в виде графиков и диаграмм с помощью цифровых инструментов.
Технологии делают обучение более доступным, разнообразным и интересным. Например, с помощью приложения для тренировки счёта ученики могут решать задачи на время, соревноваться друг с другом и следить за своим прогрессом.
- Оценивание и обратная связь при развитии математической грамотности
Оценивание в контексте развития функциональной грамотности должно быть ориентировано не только на знания, но и на способность применять эти знания на практике. Важно, чтобы оценка учитывала:
- Способность решать задачи в реальных ситуациях.
- Умение анализировать полученные результаты.
- Навыки аргументации и объяснения решений.
Обратная связь должна быть конструктивной, помогать ученикам понять, что они могут улучшить в своих действиях и как это сделать.
- Проблемы и перспективы
На пути к развитию функциональной грамотности в начальной школе существует ряд проблем, таких как:
- Нехватка времени для проработки практических задач в рамках учебного плана.
- Недостаточное использование технологий и инновационных методик в традиционном обучении.
- Неравномерная подготовка учеников к выполнению задач, связанных с реальной жизнью.
Перспективы развития функциональной грамотности связаны с дальнейшим внедрением инновационных технологий, использованием межпредметных связей и повышением квалификации учителей для более глубокого и разностороннего подхода к обучению.
Заключение
Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе является важнейшей частью общего образовательного процесса. Важно, чтобы дети не только овладели базовыми математическими знаниями, но и научились применять их в реальной жизни. Это поможет сформировать у них навыки, которые будут полезны как в учёбе, так и в повседневной жизни.
Задания для развития математической грамотности должны быть разнообразными и включать не только стандартные вычисления, но и ситуации, в которых необходимо анализировать, интерпретировать данные и применять знания в реальной жизни. Такие задания развивают у детей критическое мышление, умение работать с информацией, решать практические задачи и аргументировать свои решения.
С помощью современных методов и подходов, таких как практические задания, игры, проектная деятельность и использование информационных технологий, учителя могут создать условия для успешного развития функциональной грамотности у школьников.