Home » статьи » Упражнения для развития тонкокоординированных движений кисти и пальцев рук у первоклассников

Упражнения для развития тонкокоординированных движений кисти и пальцев рук у первоклассников

Абенова Сабина Ергалиевна
г.Караганда
«ОШ  им.Г.Мустафина»
учитель начальных  классов
Басалаева Елена Анатольевна
г.Караганда
«ОШ  им.Г.Мустафина»
учитель начальных  классов

    Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Как правило ребенок, имеющий хороший уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, рассуждать, у него развита память, внимание, речь.

У детей с общим недоразвитием речи часто наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Обращают на себя внимание и особенности мелкой моторики пальцев рук.

Проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев соответствует развитию речи ребенка.

К сожалению при поступлении детей в первый класс значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Также слабое развитие мелкой моторики пальцев и речи проявляются во всех видах деятельности у детей с особыми образовательными потребностями.

Плохая моторика пальцев рук даёт низкие результаты при выполнении таких заданий, как: обвести данную фигуру, нарисовать по образцу, списать слоги, слова, предложения, выполнить штриховку в прописи и т.д. При выполнении задания ребенок быстро устаёт, у него падает работоспособность.

Развитие мелкой моторики пальцев подготавливает почву для последующего формирования речи. На уроках математики и обучения грамоте ежедневно я уделяю две минуты на развитие мелкой моторики (обязательно с сопровождением речи). Маленькие стишки, считалки, загадки, приговорки помогают развивать словарный запас, фразеологическую речь, осмысливать то, что дети произносят вслух. Действия пальцев и речь соответствуют тому, что требует учитель от детей.

Считалки:

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пришли гулять

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А ещё в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли.

Съели суп и спать легли.

 

Раз, два, три, четыре, пять-

Начинаем мы считать:

— Это –

Котик вытриротик.

Это –

Носик хитроносик

Это –

Ёжик–ворчунишка.

Это –

Мышка-топотышка.

Это –

Зайка-убегайка.

Кто последний?

Догоняй-ка!

(Счет ведется с большого пальца, руки подняты вверх. Большим пальцем обводим вокруг рта. Указательным пальцем трогаем нос. Средний сгибается и разгибается. Безымянный палец сгибается и разгибается).

 

— Можешь пальцы сосчитать?

— Раз, два, три, четыре, пять.

— На другой руке опять:

— Раз, два, три, четыре, пять.

Десять пальцев – пара рук.

Разве мало это, друг?

Десять пальцев – пара рук –

Вот твоё богатство, друг.

(На обеих руках пальцы считаются и разжимаются: начиная с мизинца левой руки. Поднимается правая рука, счёт идёт с большого пальца. Обе руки поднимаются вверх и скрепляются вместе в кулак, затем разводятся, как бы приветствуя кого-то).

 

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, подтянуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть.

 

Потешки:

Раз, два, три, четыре, пять –

мы грибы идём искать.

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик всё съел –

От – того и потолстел!

(Счёт идёт с мизинца, рука приподнята вверх)

 

В прядки пальчики играли

И головки убирали,

Вот так, вот так –

Так головки убирали.

(Сжимание и разжимание пальцев рук)

 

Стишки:

***

Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик.

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи.

Летом нежно согревает

Щечки, щечки, щечки.

А весной на носик ставит

Точки-точки-точки.

Золотят веснушки деток.

Очень нравится им это!

 

               ***

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

               ***

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Мы с тобой снежок слепили 

Круглый, крепкий, очень гладкий,

И совсем, совсем не сладкий,

Раз-подбросим,

Два-поймаем,

Три- уроним,

И сломаем.

Литература:

Научно-методический журнал «Начальная школа»; — М.:Просвещение 1996.

Н.М.Неусыпова,  Методические рекомендации для учителя начальной школы.- М.: «Начальная школа» 2000.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*