Абенова Сабина Ергалиевна
г.Караганда
«ОШ им.Г.Мустафина»
учитель начальных классов
Басалаева Елена Анатольевна
г.Караганда
«ОШ им.Г.Мустафина»
учитель начальных классов
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Как правило ребенок, имеющий хороший уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, рассуждать, у него развита память, внимание, речь.
У детей с общим недоразвитием речи часто наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Обращают на себя внимание и особенности мелкой моторики пальцев рук.
Проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев соответствует развитию речи ребенка.
К сожалению при поступлении детей в первый класс значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Также слабое развитие мелкой моторики пальцев и речи проявляются во всех видах деятельности у детей с особыми образовательными потребностями.
Плохая моторика пальцев рук даёт низкие результаты при выполнении таких заданий, как: обвести данную фигуру, нарисовать по образцу, списать слоги, слова, предложения, выполнить штриховку в прописи и т.д. При выполнении задания ребенок быстро устаёт, у него падает работоспособность.
Развитие мелкой моторики пальцев подготавливает почву для последующего формирования речи. На уроках математики и обучения грамоте ежедневно я уделяю две минуты на развитие мелкой моторики (обязательно с сопровождением речи). Маленькие стишки, считалки, загадки, приговорки помогают развивать словарный запас, фразеологическую речь, осмысливать то, что дети произносят вслух. Действия пальцев и речь соответствуют тому, что требует учитель от детей.
Считалки:
Раз, два, три, четыре, пять
Мы во двор пришли гулять
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А ещё в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Съели суп и спать легли.
Раз, два, три, четыре, пять-
Начинаем мы считать:
— Это –
Котик вытриротик.
Это –
Носик хитроносик
Это –
Ёжик–ворчунишка.
Это –
Мышка-топотышка.
Это –
Зайка-убегайка.
Кто последний?
Догоняй-ка!
(Счет ведется с большого пальца, руки подняты вверх. Большим пальцем обводим вокруг рта. Указательным пальцем трогаем нос. Средний сгибается и разгибается. Безымянный палец сгибается и разгибается).
— Можешь пальцы сосчитать?
— Раз, два, три, четыре, пять.
— На другой руке опять:
— Раз, два, три, четыре, пять.
Десять пальцев – пара рук.
Разве мало это, друг?
Десять пальцев – пара рук –
Вот твоё богатство, друг.
(На обеих руках пальцы считаются и разжимаются: начиная с мизинца левой руки. Поднимается правая рука, счёт идёт с большого пальца. Обе руки поднимаются вверх и скрепляются вместе в кулак, затем разводятся, как бы приветствуя кого-то).
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, подтянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
Потешки:
Раз, два, три, четыре, пять –
мы грибы идём искать.
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик всё съел –
От – того и потолстел!
(Счёт идёт с мизинца, рука приподнята вверх)
В прядки пальчики играли
И головки убирали,
Вот так, вот так –
Так головки убирали.
(Сжимание и разжимание пальцев рук)
Стишки:
***
Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик.
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи.
Летом нежно согревает
Щечки, щечки, щечки.
А весной на носик ставит
Точки-точки-точки.
Золотят веснушки деток.
Очень нравится им это!
***
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
***
Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую!
Мы с тобой снежок слепили
Круглый, крепкий, очень гладкий,
И совсем, совсем не сладкий,
Раз-подбросим,
Два-поймаем,
Три- уроним,
И сломаем.
Литература:
Научно-методический журнал «Начальная школа»; — М.:Просвещение 1996.
Н.М.Неусыпова, Методические рекомендации для учителя начальной школы.- М.: «Начальная школа» 2000.