Home » статьи » Значимость ударных инструментов

Значимость ударных инструментов

Баймаханова  Айнур Жендибековна
учитель музыки
средняя школа № 13
г. Нур-Султан

 На протяжении всей истории музыкальные инструменты менялись, отражая новые технологии. Это не менее верно и для ударных инструментов, которые всегда были выражением доступных материалов и строительных приемов. Мир без музыки невообразим. Это фундаментальная форма человеческого самовыражения, и ее влияние ощущается в нашей повседневной жизни, несущей энергию нашего глубочайшего человеческого опыта.

Ударный инструмент – это любой предмет, который издает звук при ударе об него, встряхивании, растирании, царапании или при любом другом действии, приводящем этот предмет в состояние вибрации. Этот термин обычно применяется к объекту, используемому в ритмическом контексте или                                     с музыкальным намерением. Как существительное в современном русском языке он описывается как «столкновение двух тел, чтобы произвести звук». Использование этого термина не является уникальным для музыки, но также имеет применение в медицине и оружии, как и в перкуссии, однако все известные и распространенные употребления слова «перкуссия» (percussion от английского), по-видимому, имеют сходную родословную, начинающуюся                          с оригинальной латыни: «percussus». Таким образом, в музыкальном контексте термин «ударные инструменты», возможно, первоначально был придуман для описания семейства инструментов, включая барабаны, трещотки, металлические пластины или деревянные блоки, которые музыканты били или ударяли (как при столкновении), чтобы произвести звук. Историки и антропологи высказывали предположение, что ударные инструменты были первыми музыкальными устройствами, когда-либо созданными. Это включает в себя любой инструмент, который производит звуки, когда его бьют, ударяют или встряхивают.

Краткий взгляд в историю ударных инструментов

Малая Азия – это то место, где впервые появилось большинство ударных инструментов, которые мы видим в оркестре. В 15 веке, когда люди начали двигаться на восток, они принесли с собой много инструментов. Там зародились наши ударные инструменты. Во время Крестовых походов крестоносцы привезли обратно барабаны, которые они нашли на Ближнем Востоке.

Ударные инструменты в музыке универсальны. Нет ни одной страны                              в мире, которая не производила бы ударных инструментов того или иного рода, чтобы обеспечить ритмическую основу для своей музыки. Барабаны, вероятно, являются самыми древними музыкальными инструментами в мире, но эти инструменты используются во многих эффектах, которые не являются просто ритмическими: многие инструменты, такие как тарелки, шейкеры и джинглы, создают более непрерывные, но захватывающие звуки, в то время как один удар гонга может создать драматическую кульминацию музыкального произведения.

Ударные инструменты классифицируются по различным критериям, иногда в зависимости от их конструкции, этнического происхождения, функции в рамках музыкальной теории и оркестровки. Они играют не только ритм,                             но и мелодию и гармонию.

Ударные инструменты обычно называют «костяком» или «сердцебиением» музыкального ансамбля, часто работающего в тесном сотрудничестве с басовыми инструментами, когда они присутствуют.                                    В джазовых и других популярных музыкальных ансамблях басиста и барабанщика часто называют ритм-секцией. Большинство классических произведений, написанных для полного оркестра со времен Гайдна и Моцарта, оркеструются с акцентом на струнные, деревянные духовые и духовые инструменты. Тем не менее, часто хотя бы одна пара литавр включена, хотя они редко играют непрерывно. Скорее, они служат для обеспечения дополнительных акцентов, когда это необходимо. В восемнадцатом и девятнадцатом веках использовались и другие ударные инструменты (например, треугольник или тарелки), опять же относительно редко. Использование ударных инструментов стало более частым явлением в классической музыке XX века.

Ударные инструменты играют важную роль в различных стилях музыки, наиболее заметную в военных маршевых оркестрах, где основная функция бас-барабана заключается в том, чтобы направлять солдат маршировать в такт музыке в регулярном темпе.

Есть некоторые аспекты традиционных ударных инструментов, которые делают их отличными от других инструментов. Из-за быстрой атаки ударных звуков они хорошо поддаются ритмической игре, и зрителю легко соотнести игровые жесты с полученным звуком. Хотя физические материалы                                            и конструкция всех ударных инструментов тесно связаны с тем, как они звучат, ударные инструменты уникальны тем, что игровой импульс передается непосредственно на резонатор (часто содержащий весь инструмент), а не через сложную приводную систему, такую как вибрирующая струна или язычок.               Из-за этого форма и материал резонатора оказывают значительное влияние на звучание инструмента.

Ударные инструменты, впервые включенные в состав оркестра конца восемнадцатого и начала девятнадцатого веков, состояли из бас-барабана, тарелок и треугольника. Иногда добавлялись также бубен и турецкий полумесяц.

Результатом качественного изменения положения ударной группы                               в течение ХХ века, которое превратило ее из минорной, поддерживающей другие инструменты, стало то, что ударные инструменты стали самостоятельной равной группой инструментов наряду с массой других оркестровых инструментов. В наше время ударные инструменты часто используются таким образом, что они не смешиваются с другими музыкальными инструментами и составляют композицию.

По сравнению с составом симфонического оркестра в ХХ веке изменился современный симфонический оркестр в значительной степени в области ударных инструментов.

Богатый арсенал исполнения и расширение диапазона тембров ударных инструментов привели к тому, что композиторам необходимо точно фиксировать методы извлечения звука, так как известно, что ударные инструменты способны менять свой тембр в зависимости от того, что и в каком месте из них извлекается звук. При таком внимании к звуковым возможностям инструментов многие композиторы стали более равнодушны к интонации и ритму, здесь эффективность звука становится единственной целью. Поэтому проблема тембра особенно касается группы ударных инструментов. Разумное использование ударных может значительно обогатить партитуры, неразумное – уничтожить ее.

В руках талантливого композитора современная группа ударных инструментов – блестящее выразительное средство, наделенное почти неисчерпаемыми способностями. Тональные и выразительные ресурсы отдельного инструмента или ударной группы требуют от композитора хорошего вкуса и утонченности в их использовании, а от исполнителя высокой культуры и техники в воспроизведении музыки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*