Home » статьи » Эффективные методы обучения в рамках обновления содержания обучения

Эффективные методы обучения в рамках обновления содержания обучения


Набиева Гульмира Куанышевна

учитель русского языка и литературы
школа-лицей №27 имени К.Кайсенова
г. Астана

 Эффективные методы обучения в рамках обновления содержания обучения
(Методические рекомендации в помощь учителям-словесникам)

В современном Казахстане формируется новая образовательная система, ориентированная на интеграцию с мировым образовательным пространством.
Главной целью изменений является повышение качества среднего образования, а также воспитание высоконравственных, творческих и критически мыслящих личностей. Современная школа должна научить учащихся не только получать знания, но и быть готовыми к самостоятельному обучению на протяжении всей жизни.
Для эффективного обучения учителям необходимо внимательно подходить к планированию учебного процесса. Это включает в себя разработку перечня заданий с четкими сроками выполнения, подбор методов, средств и способов контроля и оценки полученных результатов.
Учитель в современном образовательном процессе играет центральную роль, особенно когда речь идет о формировании у учеников навыков самостоятельного обучения.
При подготовке урока я стараюсь использовать идеи семи модулей обучения, чтобы сделать процесс увлекательным и интересным для учеников. Важно, чтобы урок был организован так, чтобы все ключевые цели были достигнуты, а ученики смогли активно вовлекаться в учебный процесс.
Например, на уроке по теме «Кавказский пленник» Льва Николаевича Толстого в 7 классе я поставила перед собой следующие цели:

  • Понимание и извлечение необходимой информации из сообщения, определение последовательности событий.
  • Осознание содержания небольших литературных произведений, определение сюжетной линии или настроения.
  • Развитие словарного запаса, включая эмоционально окрашенную лексику и термины.
  • Пересказ текста с использованием различных приемов сжатия информации.

Урок был направлен на формирование микроклимата в классе, работу в группах, использование ИКТ для улучшения преподавания и обучения. Важным элементом урока стала работа с вопросами низкого и высокого порядка, элементы критического мышления и формативное оценивание. Планируя урок, я учитывала возрастные особенности учеников, их мотивацию и индивидуальные способности. Важно было создать условия для активного участия всех учеников, независимо от их уровня успеваемости.
Для того, чтобы урок был продуктивным, я заранее подготовила все необходимые материалы, включая презентацию, которая была продемонстрирована с помощью интерактивной доски. Урок начался с психологического настроя через игру-разминку «Комплименты». Это помогло создать атмосферу взаимопомощи и сотрудничества. Учащиеся, разделившись на группы, активно участвовали в обсуждениях и задачах.
Для уточнения темы и целей урока учащимся был показан портрет Л.Н. Толстого, видеосюжет, после которого они обсудили, чем  будут заниматься на уроке. Несмотря на трудности в формулировании ответов, учащиеся активно принимали участие в беседе, что свидетельствовало об их заинтересованности.
Один из важных аспектов урока – оценивание. Взаимооценка и самооценка стали не только инструментами для того, чтобы ребята могли оценить свои достижения, но и важной частью их саморазвития. Формативное оценивание, как использование таких стратегий, как «Аплодисменты» и «Большой палец», создало дополнительную мотивацию для учеников.
Речь, как инструмент обучения, играла ключевую роль на уроке. Совместная беседа позволила учащимся выразить свои мысли по теме и помогла мне, как учителю, понять, на какой стадии находится каждый ученик в процессе усвоения материала.
Таким образом, урок прошел эффективно, учащиеся вовлекались в процесс, что помогло не только достичь поставленных целей, но и способствовало развитию самооценки, критического мышления и активного участия в учебной деятельности.
На уроке я использовала метод «Двойной пузырь», который помог учащимся систематизировать информацию и сравнить различные аспекты темы. Это задание способствовало их критическому мышлению, так как они должны были найти сходства и различия между определёнными понятиями или персонажами.
Кроме того, я применяла стратегию «Веер», где учащиеся по кругу выбирали листочки с вопросами, на которые они должны были дать ответы в правильном порядке. Этот метод способствовал активному вовлечению каждого ученика и поддержанию интереса к теме урока. Я специально подготовила 4 задания, и после каждого был предложен ключ и критерии оценивания. Учащиеся могли оценить себя и сразу же внести свои отметки в оценочный лист.
Для рефлексии в конце урока я использовала метод «ЗХУ» (Знаю. Хочу знать. Умею). Ученики заполнили карточки с этим методом, что дало мне ценную информацию для планирования дальнейших занятий.
Домашнее задание распределила на несколько уровней сложности:

  1. Составить синквейн на слова «Жилин» и «Костылин».
  2. Выразительно прочитать текст.
  3. Написать РАФТ (Роль, Аудитория, Форма, Тема) на тему Кавказа.

По итогам урока я пришла к выводу, что цели были достигнуты. Класс работал активно, все ученики принимали участие в заданиях, что способствовало развитию стремления к сотрудничеству и адекватной самооценке. Однако на уроках ребята всё еще мало говорят и не всегда могут точно выразить свои мысли. Считаю важным развивать у учеников способность к саморефлексии, чтобы они могли осмысливать свой процесс мышления и учебы.
Я уверена, что урок оказался успешным, оставил положительные эмоции и дал прочные знания ученикам. Выбранные мной формы работы были актуальными и результативными. Коллеги дали мне хорошие отзывы, что также подтвердило эффективность проведенной работы.
На уроках использую разнообразные методы, которые помогают сделать процесс обучения увлекательным и эффективным. Вот несколько ключевых методов, которые я активно применяю:

  1. Использование мультимедийных материалов (мультипликационные и видеоролики):
  • Подбираю мультипликационные и видеоролики, которые соответствуют тематике урока. Например, при изучении былин в 5 классе использую как классические экранизации, так и современные интерпретации произведений. Это помогает ученикам лучше понять материал и вызывает у них интерес, а также дает возможность обсуждать произведения в контексте знакомых и любимых персонажей.
  1. Парная работа:
  • Хотя разделение на группы я не часто использую в 5-7 классах, парная работа помогает эффективно организовать взаимодействие между учениками. Например, при изучении «Традиций и обычаев» в 7 классе предложила детям написать о семейных традициях, что вызвало активное участие всех учеников в обсуждении.
  1. Игровые элементы:
  • На уроках русского языка я использую игру «Угадай слово!», где ученики, вытягивая стикеры с частями предложения, должны объяснить их значение, не называя слова. Это помогает ученикам осваивать синтаксис, не скучая на уроке.
  • Также на уроках литературы и русского языка часто использую элементы игры для вовлечения детей в учебный процесс. Например, дети могут соревноваться, угадывая, как составить предложение с определёнными словами.
  1. Метод «ПОПС»:
  • Этот метод используется на уроках литературы, чтобы ученики могли структурировать свои мысли. Они высказывают свою позицию (что они считают), обосновывают её (почему они так считают), приводят пример и делают заключение. Это помогает развивать аргументацию и критическое мышление у учащихся.
  1. Метод «Двухчастный дневник»:
  • Во время работы с текстом  использую этот метод на стадии осмысления. Ученики выписывают цитату из текста, комментируют её, а затем записывают свои чувства и мысли. Это помогает глубже понять прочитанное, выражать собственное мнение и развивать рефлексию.
  1. Обсуждения и самовыражение:
  • Например, при изучении темы «Школьная страна» в 5 классе, прошу детей самостоятельно сформулировать тему урока, прочитав слова на доске. Это способствует активному вовлечению учеников в урок и развивает их способность к самовыражению.
  1. Развитие навыков самостоятельной работы:
  • В рамках уроков я ставлю задачи, которые позволяют ученикам работать самостоятельно и самостоятельно находить решения. Это развивает их критическое мышление и способствует подготовке к более сложным заданиям.

Эти методы помогают развивать речевые и аналитические навыки учащихся, способствуют созданию благоприятной атмосферы на уроках, где ученики активно участвуют, высказывают мнение и учат друг друга.
Вот подробнее о некоторых из методов и игр, которые можно применять на уроках:

  1. Фонетические и орфоэпические игры:
  • «Убери одну фонему», «Замени фонему», «Преврати волка в козу», «Найди пару». Эти игры помогают учащимся развивать навыки правильного произношения, выделения и замены звуков в словах.
  1. Лексико-фразеологические игры:
  • Кроссворды, лото, «Третий лишний», «Ассоциации», «Собери пословицу», «Игра наоборот». Эти игры не только развивают лексический запас, но и укрепляют умение анализировать фразы, ассоциировать слова, а также обогащают речь фразеологизмами и устойчивыми выражениями.
  1. Игры по морфемике и словообразованию:
  • «От одного корня», «Корень и дерево», «Слова по схеме» и подобные игры помогают учащимся осваивать морфемную структуру слов, разбирать корни, приставки и суффиксы, а также учат образовывать новые слова.
  1. Ролевые игры для учащихся младших классов:
  • «В магазине», «Пальчики говорят», «Мим», «Телефон», «Фантики». Эти игры развивают речь, словарный запас и коммуникативные навыки.
  1. Игры для запоминания букв и составления слов:
  • «Третий лишний», «Бинго», «Кто быстрее?» и «Кто больше?». Эти игры стимулируют детей запоминать буквы, составлять слова и развивают внимание и быстроту реакции.
  1. Речевые разминки:
  2. Заучивание стихов, повторение и хоровое чтение помогают детям сосредоточиться, развивать артикуляцию и улучшать произношение, что особенно важно в начале обучения. Использование «тонких» вопросов для групповой работы:
  • Метод «тонких» вопросов развивают внимание и способность правильно формулировать вопросы. Это не только тренирует навыки речи, но и помогает детям подготовиться к пересказу, так как им нужно будет правильно отвечать на вопросы и искать ответы.
  1. Групповая работа и организационные игры:
  • Это помогает детям работать вместе, распределять роли и учиться сотрудничать. Каждая игра помогает раскрывать творческий потенциал учащихся, делает уроки более увлекательными и стимулирует активное участие в учебном процессе.

На уроках я уделяю особое внимание тексту, подбирая задания, которые базируются на текстах. В свою работу включаю следующие виды деятельности:

  1. Работа со зрительной опорой. В качестве опоры используются изображения, фотографии. Виды работ:
  • устный диалог
  • устный рассказ
  • письменный рассказ
  1. Творческие работы на основе личных впечатлений:
  • читательские
  • жизненные
  • фантазийные
  1. Устные дискуссии. Цель – научить слушать, формулировать мысли и аргументировать их.
  2. Устная или письменная газета.
  3. Языковые игры:
  • «Корректор»
  • «Вставь слово»
  • «Продолжи рассказ»
  • «Собери текст»
  • «Распространи предложение»
  • «Найди третье лишнее» и другие
  1. Минутки поэзии.
  2. Мини-изложения, мини-сочинения.
  3. Творческие диктанты на основе картин.
  4. Пересказ художественного текста от лица героя.
  5. Сообщения.
  6. Чтение с пометками.
  7. Театрализованные сценки. Формат работы: групповая, парная или индивидуальная. Пример: работа по произведению Мусатова «Как хлеб на стол пришел», где ученики заканчивают рассказ, изображая героев и ведя диалог.
  8. Для учащихся 5-7 классов задание на составление синквейна, которое помогает повторить части речи, и создание кластеров.
  9. Для 8-9 классов в рефлексивной стадии применяются «Попс-формула» и «Фишбоун».
  10. Для 10-11 классов большое внимание уделяется работе с текстами, составлению различных видов планов (тезисного, цитатного, хронологического и других). Также мы пишем сообщения и аннотации по текстам.
  11. В конце урока выполняем различные виды разборов, что способствует повторению материала и улучшению грамотности учащихся.
  12. Задание «Вставь слово» помогает ученикам на примерах художественных текстов подбирать слова и сравнивать их с исходным текстом.
  13. Задание «Продолжи» помогает учащимся развить креативность: нужно внимательно прочитать начало текста и придумать его продолжение в стиле автора.
  14. Задание «Составь рассказ» развивает навыки изложения и создания связных текстов.
  15. Минутки поэзии. Учащиеся восстанавливают текст стихотворения, добавляя пропущенные слова. Это помогает развивать внимание и восприятие.

Для эффективного развития речи важно, чтобы учащиеся постоянно слышали примеры правильной и красивой речи – как устной, так и письменной. Это могут быть художественные тексты, записи выступлений артистов, а также образцы речи самого учителя. Важно обращать внимание на удачные примеры речи самих учеников.

  1. Эссе на различные темы является обязательным элементом программы, особенно в старших классах. Постепенно учащиеся учат раскрывать тему, правильно излагать свои мысли, строить предложения и совершенствовать орфографическую грамотность.

Учащихся нужно учить не только усваивать информацию, но и мыслить, слушать, воспринимать, осмысливать и анализировать новые знания, а также совершенствовать себя. После применения таких методов на уроках часто возникают новые идеи, что делает образовательный процесс более динамичным и творческим как для учителей, так и для учеников.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*