Мусаева Альфия Елубаевна,
Заведующая я/с №27«Балауса»
акимата г. Астана
Режим развития — с целенаправленный, закономерный, непрерывный,
необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние.
Характеризующийся разноуровневой организацией культуротворческой направленностью и постоянно расширяющимися потенциалом роста.
Положение, которое в настоящее время сложилось в дошкольном образовании, можно назвать умеренно – критическим в силу отсутствия
вразумительных стратегий и докторины развития дошкольного образования как отчетливой, жестко выстроенной системы связанных воедино социальных, организационных, экономико-финансовых, психолого-педагогических и прочих приоритетов.
Эти приоритеты должны определять реалистическую программу дeйствий на исторический обозримый срок. Многолетние блуждания, связанные с разработкой государственного стандарта дошкольного образования, свидетельствуют о значимости этой проблемы. В итоге же дошкольные организации вынуждены ориентироваться на «примерные требования», выраженные в традиционном административном духе.
Проведенный анализ существующих концепций, проектов и программ в сфере дошкольного образования позволяет выделить ряд базовых тенденций в развитии системы.
Гуманизация устанавливает приоритет личностного развития субъектов
(родителей, педагогов, детей), центрацию образовательного развития на ценностях человеческого развития, ориентацию на всестороннее и гармоничное формирование личности, перевод субъекта на позицию самоуправляемого развития. Гуманизация образования — процесс направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности, что составляет и важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих (гуманных) отношений между ними в педагогическом процессе, и является ключевым компонентом нового педагогического мышления, сфокусированного на идее развития личности.
Ведущим направлением гуманизации образования считается самоопределение личности в культуре, ее приобщение к национальным культурным традициям, обогащенным современными идеями. Гуманизация проявляется в усилении внимания к личности каждого ребенка как высшей ценности общества, в формировании гражданина с высокими интелектуальными, моральными и физическими качествами.
Демократизация связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов. Это предполагает создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества воспитанников и педагогов, их заинтересованного взаимодействия, а также широкое участие общественности в управлении дошкольным образованием.
На современном этапе существует ряд проблем в развитии инновационного процесса в ДО, в частности:
— совмещение инновационных программ уже с существуюшими;
— сосушествование представителей различных педагогических концепций
— раскол педагогического сообшества;
— несоответствие новых типов образовательных учреждений требованиям родителей;
— потребность в новом научно-методическом обеспечении;
— потребность в новых педагогических кадрах;
— приспособление новшеств к конкретным условиям;
— проблема изменения. оптимизации замены новшеств;
— проблема воспроизводства инновационности и формирования условий, способствующих этому.
Рассмотрение дошкольного образования в качестве не подготовительной к школе ступени, а относительно самостоятельной, ценной, развивающейся системы, направленной на обогащение детского развития, за счет возможностей, которые присущи дошкольным видам деятельности (творческий характер игры, активное восприятие сказок, различная продуктивная деятельность и др), Культивируя творчество на занятиях и вне их, мы тем самым способствуем не только общему психическому созреванию ребенка, но и созданию фундамента полноценной школьной готовности на основе развития творческих возможностей, интеллектуальных сил воспитанников.
Достаточно просто внимательно относиться к главной психологической особенности дошкольного возраста — продуктивному, или творческому, воображению, которое должно развиваться во всем многообразии детской деятельности.