Туякбаева Альмира Абдыкаримовна
учитель русского языка и литературы
КГУ «Школы-гимназии № 68
имени Миржакыпа Дулатулы»
г.Астаны
Речь — это деятельность говорящего, применяющего язык для взаимодействия с другими членами данного языкового коллектива в устной или письменной форме. Результатом этой речевой деятельности является речевое произведение, или текст. Речь является реализацией языка, который только через неё может выполнять свою основную функцию – служить средством общения ( коммуникативная функция ).
Общеизвестно, что самое оптимальное совершенствование всех видов речевой деятельности происходит, если над ними работают в комплексе.
Каждый из них важен по-своему, оптимальнее всего их развитие происходит во взаимосвязи.
Умения слушать, говорить, читать и писать — это важные общеучебные умения межпредметного характера. Однако в школе только словесник целенаправленно занимается развитием речи контролируемой, обращая внимание как на её содержание, так и на форму.
Слушание — это смысловое восприятие звучащей как говоримой, так и озвученной письменной речи. Специальное обучение слушанию благотворно влияет на развитие речевого слуха, речевой памяти, на формирование устной речи, в частности её выразительности, на усвоение норм произношения.
Чтение – это перевод буквенного кода в звуковой, который проявляется либо во внешней, либо во внутренней речи. Восприятие текста и активная переработка информации — вот основные компоненты чтения. Чтение — это, прежде всего процесс получения информации. Сегодня информация удваивается ежегодно. Но даже учитывая возрастающее значение компьютеризации, есть основание утверждать, что чтение ещё долго будет играть ведущую роль в жизни человека.
Письмо как вид речевой деятельности — это создание собственного высказывания (текста) в письменной форме. Другими словами, это сочинения учащихся. Будем различать письмо как запись готового дидактического материала от предложений и текстов, сочиненных самыми учащимися.
Все перечисленные виды речевой деятельности нужны для умения понимать и чувствовать слово, осмысленно управлять собственной речью, уметь выразить свой мысли на письме.
Для понимания особенностей методики работы по развитию речи учащихся необходимо иметь представления о процессе порождения речи,
так как наиболее благоприятные условия для совершенствования речи создаются в том случае, если обучение проводится на уровне деятельности, т.е. в условиях, приближенных к естественной коммуникации.
В самом общем виде в процессе порождения речи можно выделить следующие стадии: доязыковая (на этой ступени происходит формирование мотива и исходного замысла, а также формируется обобщённая мысль – первичная структура в смысловых сгустках; языковая стадия (внутренняя речь — опосредование мысли языковыми моделями; подбор оптимальных языковых средств; внешняя устная или письменная речь). Эти процессы, по мнению многих ученых, могут идти одновременно или даже с опережением.
«Сбой» на каждой из этих ступеней может привести к речевым неудачам разного типа.
Речь всегда мотивирована: вызвана обстоятельствами и направлена на решение каких-либо задач. Мотив для речи заключен не в самой речи, а в деятельности более высокого ранга – деятельности общения (коммуникативной). Мотивы могут быть личностные и социальные, это могут быть биологические потребности человека, его интересы, увлечения, идеи, замыслы.
Задача учителя – создать такую проблемную ситуацию, которая порождает потребность высказывания. Хорошо эту задачу выполняют ролевые игры. Вначале ученики ощущают дискомфорт, связанный с искусственностью ситуации, и снять этот дискомфорт помогает соревновательный момент- распределение ребят на группы, команды, которые борются между собой за лучшее осуществление задачи.
К теоретическим понятиям, работающим на приобретение коммуникативной компетенции, относятся следующие: речь и речевое общение, речь устная и письменная, диалогическая и монологическая, сфера речевого общения.
Важнейшим понятием является речевая ситуация, так как все остальные речеведческие понятия связаны с ней. Речевая ситуация – совокупность условий речевых и неречевых, необходимых и достаточных для осуществления речевого действия. Изучение речеведческих понятий происходит с опорой на понятие речевая ситуация и в сопоставлении функциональных стилей.
Метод моделирования речевого высказывания реализуется в различного вида ситуативных упражнениях, основанных на зависимости содержания и речевого оформления высказываний от речевой ситуации. Ситуативные упражнения повышают речевую культуру учащихся и культуру их поведения в целом.
Целенаправленная работа по развитию речи учащихся направлена на формирование коммуникативных умений и навыков: умения в устной и письменной форме высказать мысль правильно (в соответствии с нормами русского литературного языка), понятно, точно и выразительно в соответствии с ситуацией общения и целью высказывания, а также умения понимать чужой текст, осуществлять его информационную переработку, вести диалог.
Большинство учащихся в школе изучают родной язык,а также русский, они носители языка, поэтому свободно владеют им: понимают его и порождают на нём тексты. В этой ситуации для овладения речью учащиеся должны научиться рефлексии, самоанализу, сознательному использованию языка, овладеть теоретически и на практике нормами языка в его литературной разновидности.