Home » статьи » Инженерный хакатон по физике как метод развития инженерно-технических  и личностных компетенций учащихся

Инженерный хакатон по физике как метод развития инженерно-технических  и личностных компетенций учащихся

Захаров Александр Николаевич
учитель физики,
педагог-мастер
 Коммунальное государственное учреждение
«Школа-лицей № 8 для одаренных детей»
Управления образования Павлодарской области

В последние годы в Казахстане набирают популярность хакатоны и кейс-чемпионаты, пришедшие из  IT-мира и обозначающие мероприятия, во время которых команды сообща работают над решением определенной задачи или созданием нового продукта.

Современное казахстанское образование нацелено на формирование информационной и коммуникативной компетенций школьников. Хакатоны и кейс-чемпионаты, являясь активными формами прикладной и коммуникативной направленности, будут способствовать формированию таких ключевых навыков 21 века, как концентрация внимания и самоорганизация, креативность мышления, способность к самообразованию, коллаборация и коммуникация в команде. Участие в хакатонах поможет школьникам на практике войти в мир востребованных на рынке труда профессий, познакомиться со специалистами компаний-спонсоров, продвинуть свой проект, «прокачать» навыки и завести деловые знакомства.

Как показывает мировая практика, предприятия и компании-меценаты получают пользу от участия в хакатонах, когда находят решения для собственных проблем и расширяют круг знакомств с талантливыми специалистами. Более того, на хакатонах будущие работодатели осуществляют предварительный мониторинг продвижения одаренной молодежи в социуме, регионе со школьной скамьи. Потому для проведения хакатонов и кейс-чемпионатов весьма важно привлечение социальных партнеров, меценатов в лице ведущих предприятий нашего региона и представителей большого и малого бизнеса. Весомый вклад могут внести успешные выпускники школ, которые примут на себя роль модераторов хакатонов, продвигающих проект «Полигон для хакатона и кейс-чемпионатов».

По данным, полученным разработчиками Атласа новых профессий Павлодарской области, для обслуживания ведущих промышленных предприятий региона уже в ближайшее время потребуются квалифицированные специалисты, способные эксплуатировать и обслуживать роботизированные системы и системы удаленного управления производственным оборудованием, например таких гигантов, как Алюминий Казахстана, Евразийская энергетическая корпорация, Бозшакольский ГОК, Павлодарский нефтехимический завод, Казахстанский электролизный завод.

Специализированные школы сегодня призваны выстроить эффективную систему работы с талантливой молодежью, нацеленную на определение сферы своих интересов, способностей и перспективных направлений профессиональной самореализации, и стать интеллектуальной площадкой по генерированию креативных идей, востребованных в сфере бизнеса, менеджмента, новейших технологий, экономики нашей страны.

В настоящее время физики является связующим звеном стыка передовых наук. Она совмещается в себе фундаментальную и прикладные области науки, поэтому необходимо вовлекать молодежь в ее изучение посредством  участия в инженерных хакатонах.

В нашей школе реализуется проект, направленный на развитие инженерно-технических  и личностных компетенций обучающихся, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе, внедрения современных технологий в процессе инженерного образования.

Проект предполагает проведение инженерного кейс-чемпионата для школьников 7-11 классов.

Проект направлен на развитие креативного мышления, цифровых и инженерных навыков, погружение в проектную деятельность. Кейс-чемпионат «Инженерный  Хакатон» организуется как образовательное техническое событие для школьников с привлечением педагогического сообщества и родительской общественности. Программа кейс-чемпионата будет включать  организацию работы по решению кейс-ситуаций, кейс заданий.

Цель данного мероприятия это развитие инженерно-технических  и личностных компетенций обучающихся, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе, внедрения современных технологий в процессе инженерного образования,  развитие мотивации обучающихся к занятиям научно-техническим творчеством.

Обоснование социальной значимости состоит в том, что в рамках Национального проекта «Качественное образование «Образованная нация» обозначены приоритетные задачи образования: вхождение Казахстана в число ведущих стран мира по качеству общего образования; формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся; создание условий для погружения в проектную деятельность обучающихся образовательных организаций, а также формирование навыков изобретательства, конструирования, моделирования и внедрения разработанных проектов.

 Пример проведения   Инженерного хакатона
Условия проведения
«Визитка» — представление команды (каждая команда состоит из 5 человек – по одному учащемуся с 7, 8,9, 10 и 11 классов.
«Биатлон» — работа с 3-мя кейсами  –  практическими заданиями, представляющими собой нахождение физических  величин обыкновенных бытовых вещей минимально возможным количеством простых  приборов, за определенное время (за каждое кейс-задание команда получает определенное количество баллов согласно критериям).

Примеры использованных практических заданий в I Инженерном хакатоне:
1 «Сладкая масса»
Цель: определить массу конфеты  Chupa Chups подручными средствами
Оборудование: упаковка бумаги SvetoCopy, измерительная линейка, лента клейкая канцелярская, ножницы
2 «Вот это показатель!»
Цель: определить показатель преломления жидкости подручными средствами
Оборудование: прозрачная жидкость, измерительная линейка, пинцет, ножницы, непрозрачный сосуд, пластилин, нить.
3 «Пластилиновая плотность»
Цель: определить плотность пластилина подручными средствами
Оборудование: пластилин, пружина, груз известной массы, ножницы, секундомер, нить.

Итоговое работа   – создание концепта прибора (механизма) для решения насущной проблемы с полным описанием принципа работы, обоснованием использованных физических законов и явлений.
«Инжиниринг»
Проблемы:

  1. Переработка электротехнических отходов (электрические платы, микросхемы) с попутным извлечением олова
  2. Очищение снежной массы вывозимой с городских дорог от вредных примесей: солей, бензина и т.д.

Условия:
— конечный продукт может быть представлен на ноутбуке в виде рисунка или презентации
— в продукте должны быть раскрыты все составляющие устройства с полным описанием принципа их действия (полное теоретическое обоснование используемых явлений и законов при защите данного концепта)
— разработать концепт необходимо в течение 30 минут (раннее окончание не учитывается)
— по окончании 30 минут ноутбуки сдаются на карантин.
— Команды выступают по очереди.
— от каждой команды выступает 1 спикер, который удаляется из зала на время выступления других команд
— спикеру при защите необходимо дать пояснения по каждой детали своего концепта
— пояснения деталей, не включённых в продукт, не учитываются
— время защиты продукта 5 минут

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*