Home » статьи » Применение игровой терапии в коррекционной работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Применение игровой терапии в коррекционной работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности


Искалиева Айгерим Бахтияровна
Педагог-психолог
КГУ «Общеобразовательная
средняя школа №4 г. Аксай»

Актуальная проблема современного общества является увеличение числа детей с различными отклонениями в поведении. Такие как: повышенная активность, возбудимость, неугомонность, двигательная расторможенность, импульсивность, расстройство внимания, которые указывают на признаки, характеризующие достаточно распространенное                       в настоящее время психоневрологическое расстройство – синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). СДВГ – это неврологическое, поведенческо-возрастное расстройство, которое приводит к нарушению  в работе механизмов, несущих ответственность за диапазон внимания, умение сконцентрироваться, контроль над побуждениями и т.д.
Таким образом главным проявлением СДВГ является нарушение внимания (дефицит внимания), признаки импульсивности и гиперактивности. Симптомы гиперактивности, как правило, уменьшаются сами по себе по мере взросления ребенка.
Эффективные результаты коррекции в работе с детьми с СДВГ достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных, психологических и педагогических методов. Одним из наиболее эффективных методов в коррекционной работе с детьми с СДВГ является игровая терапия. Именно игра лучше всего может помочь ребенку развить навыки управления своим вниманием и поведением. Для беспокойного расторможенного ребенка игра является единственной реальной возможностью активно погружаться в игровую ситуацию, сосредотачиваться на ней хотя бы на непродолжительное время, и выступает для ребенка своеобразным аналогом медитации взрослых.
Для получения терапевтического эффекта важно выдерживать такую ритмичность, при которой напряженные и энергичные действия сменяются моментами затишья и расслабления.  Обязательным элементом совместного игрового действия являются пальчиковые игры. Педагог может начать игры      с сообщения о том, что сейчас пальчики детей начнут «превращаться» то     в сказочных персонажей, то в забавных зверьков, то в экзотических животных.
В коррекционной работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности можно использовать следующие пальчиковые игры.
«Многоножки» перед началом игры руки находятся на краю парты. По сигналу взрослого многоножки начинают двигаться к противоположному краю парты или в любом другом, заданном учителем, направлении.
В движении принимают участие все пять пальцев.
«Двуножки» — игра проводится аналогично предыдущей, но в гонках участвуют только 2 пальца: указательный и средний. Остальные прижаты                     к ладони. Можно устраивать гонки между «двуножками» левой и правой руки, между «двуножками» соседей по парте.
При выборе игр нужно учитывать следующие особенности детей    с гиперактивностью: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции, быструю утомляемость. Начинать нужно с индивидуальной формы работы, чтобы ребенок мог четко усвоить требования педагога. Необходимо использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания. На начальном этапе надо подбирать такие упражнения и игры, которые способствовали бы развитию только одной функции. Получив динамику, можно подбирать игры на тренировку сразу двух функций. Когда у ребенка появиться опыт участия в играх и упражнениях, направленных сразу на развитие двух функций (например: внимание и контроль импульсивности; внимание и контроль двигательной активности), можно переходить к более сложным формам работы по одновременной отработке всех трех функций.
Примеры игр на тренировку одной функции: внимания- «Найди отличие»; контроль двигательной активности – «Разговор с руками»; контроль импульсивности – «Говори!» «Съедобное-несъедобное».
Примеры игр на тренировку двух и трех функций: внимание и контроль импульсивности – «Кричалки — шепталки— молчалки»; внимание и контроль двигательной активности – «Замри – отомри»; контроль импульсивности и контроль двигательной активности – «Час тишины и час «можно»; внимание, контроль импульсивности и контроль двигательной активности – «Слушай хлопки».
Таким образом игровая терапия позволяет детям выразить то, что очень сложно рассказать при помощи слов. Это один из самых эффективных и в то же время самых мягких и глубоких методов, ее можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний. Этот метод не имеет ограничений, всегда ресурсен и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*