город Астана
КГУ «Средняя школа №108»
Учитель истории
Искакова Айнагуль Хайролловна
С момента обретения независимости в 1991 году Казахстан активно строил свою внешнюю политику, основанную на принципах мирного сосуществования, взаимовыгодного сотрудничества и уважения к суверенитету других государств. В свете геополитических изменений и вызовов XXI века, роль Казахстана в мировых делах стала все более значимой и влиятельной.
Международные отношения Казахстана охватывают широкий спектр сфер: от политических и экономических до социальных и культурных. Решительная позиция в поддержке международной безопасности, стремление к разрешению международных конфликтов и укреплению мирных отношений являются фундаментальными принципами внешней политики страны.
Задания, подготовленные различными методами на тему «Международные отношения и роль Казахстана в мире с начала независимости» для 8-9 классов.
Задание 1. Исследование исторических документов.
Исследование исторических документов — это метод, который может быть использован для более глубокого понимания исторического контекста и основных принципов внешней политики Казахстана. В этом методе ученикам предлагается изучить различные официальные документы, договоры, заявления и речи, которые отражают внешнеполитическую позицию страны на различных этапах ее истории.
Процесс исследования исторических документов может быть организован следующим образом:
— Выбор документов. Учитель предлагает ученикам список ключевых исторических документов, связанных с внешней политикой Казахстана. Это могут быть, например, Конституция Республики Казахстан, заявления президентов, договоры о дружбе и сотрудничестве с другими странами, заявления на международных форумах и т. д.
— Анализ содержания. Ученики изучают содержание выбранных документов с целью выявления основных принципов, ценностей и направлений внешней политики Казахстана, которые отражены в этих документах. Они могут обращать внимание на ключевые слова, фразы, аргументы и позиции, выделяя их для последующего анализа.
— Контекстуализация. Ученики анализируют исторический контекст, в котором были созданы эти документы. Это может включать в себя политические, экономические, социальные и культурные факторы, влияющие на внешнюю политику страны в определенный исторический период.
— Оценка влияния. Ученики оценивают влияние этих исторических документов на формирование внешнеполитической стратегии Казахстана, а также их значение для международных отношений страны.
— Составление отчета. По завершении исследования ученики могут представить свои результаты в виде письменного отчета, презентации или устного доклада. Они могут обсудить основные выводы, сделанные в ходе анализа, и поделиться своими выводами о влиянии и значимости исторических документов для внешней политики Казахстана
Критерии оценивания:
- Глубина анализа;
- Широта понимания контекста;
- Аналитические навыки;
- Качество выводов;
- Оформление и представление;
- Оригинальность и творческий подход.
Задание 2. Исследовательское задание, направленное на анализ исторических документов и формулирование выводов на основе проведенного исследования на тему «Эволюция внешнеполитического курса Казахстана».
Цель задания. Изучить и проанализировать изменения и основные этапы внешнеполитического курса Казахстана с момента его независимости.
Задачи:
— Провести обзор исторических документов, речей лидеров, договоров и соглашений, определяющих внешнеполитическую стратегию Казахстана.
— Изучить ключевые события и решения, сделанные правительством Казахстана в сфере внешней политики на различных этапах его развития.
— Проанализировать основные принципы, ценности и интересы, определяющие внешнеполитический курс Казахстана.
— Оценить влияние глобальных и региональных изменений на внешнеполитическую стратегию Казахстана.
— Сформулировать выводы о ключевых этапах эволюции внешнеполитического курса Казахстана и их влиянии на международные отношения.
Ход выполнения:
— Изучение и анализ источников. Ученики изучают доступные исторические документы, официальные заявления, договоры, статьи и аналитические материалы, относящиеся к внешнеполитическому курсу Казахстана.
— Систематизация информации. Ученики организуют полученные данные и информацию по временным периодам, выделяя ключевые события, решения и изменения во внешнеполитическом курсе страны.
— Анализ. Ученики проводят анализ собранной информации, выявляют основные тенденции и факторы, определяющие эволюцию внешнеполитического курса Казахстана.
— Формулирование выводов. На основе проведенного анализа студенты формулируют выводы о ключевых этапах эволюции внешнеполитического курса Казахстана, его основных принципах и приоритетах, а также о влиянии изменений в мире на внешнеполитическую стратегию страны.
— Форма представления результатов. Письменный отчет, включающий анализ и выводы.
— Презентация с основными результатами и графическими материалами.
Критерии оценивания:
- Глубина анализа и понимания;
- Аналитические навыки;
- Формулирование выводов;
- Ясность и структура представления результатов;
- Оригинальность и творческий подход;