Дыминская Татьяна Владимировна,
учитель химии и биологии,
Акмолинсксая область
Есильский район
КГУ ОСШ села Раздольное
Аннотация. В статье рассматриваются инновационные подходы в обучении для формирования компетенций «4К»на уроке у учащихся.
Всему этому можно обучить; всему этому можно научиться.
Джон Хэтти
Основные ценности XXI в. — интеллект, креативность, социальные умения, развивающиеся на протяжении всей жизни человека. Знаний и умений, которые формировала школа в прошлом веке, недостаточно для того, чтобы стать успешным в наше время. Развитие технологий, глобализация, демографические проблемы активно меняют общество. Наиболее важными становятся социальные умения, критическое мышление, умение кооперироваться с другими людьми, решать проблемы. Система образования также переосмысливает свои цели и включает в образовательные программы все более широкий перечень навыков. Школа берет на себя ответственность и за когнитивное, и за социально-эмоциональное развитие детей, понимая, что они неотделимы друг от друга.
В последние несколько лет школьное образование во всем мире отходит от традиционной ориентации на формирование предметных знаний и умений, стараясь создать условия для развития современных ключевых компетенций, или навыков, XXI в. Помимо собственно предметных умений, или грамотностей, Partnership for 21st Century Learning (Некоммерческая организация, объединившая представителей бизнеса, академического сообщества и образовательных политиков) предлагает рамку для уме ний XXI в., в которой выделяются «инновационные умения» — критическое мышление и решение проблем, креативность и инновационность, коммуникация и коллаборация, а также большой набор умений «жизненных» или «карьерных».
Центральную часть модели занимают компетенции «4К»: креативность, критическое мышление, коммуникация и кооперация (взаимодействие и сотрудничество). Почему именно они были выделены в качестве ключевых или основных?
Известен ряд исследований, целью которых было выяснить, на какие компетенции ориентируется профессиональное сообщество, что разные страны закладывают в национальную образовательную повестку. Одно из них бы ло проведено в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, к числу которых принадлежат современные лидеры образования — Гонконг, Южная Корея, Сингапур, Япония, быстро поднимающийся в мировом рейтинге образовательных достижений Вьетнам. Исследователи изучили документы, определяющие образовательную политику и образовательные стандарты этих стран, и выделили наиболее часто встречающиеся в них компетенции, ценности, установки и другие образовательные результаты, которые должны сформироваться у учащихся. Среди них первые позиции занимают критическое и инновационное или креативное мышление, умение управлять собой и взаимодействовать с другими
В основе этих компетенций лежат воображение, генерирование идей, построение аргументации, выделение дефицита информации и поиск, формулирование собственных идей и развитие чужих, оценка собственных предположений и суждений, принятие целей группы и оценка общего результата. Они позволяют школьникам учиться автономно и в кооперации с другими проявлять себя в исследовательской деятельности.
Если мы хотим помочь учащимся развивать эти важнейшие компетенции, необходимо так организовать учебный процесс, чтобы они делали это постоянно. Любой школьный урок — это место, где ученики могут не только осваивать содержание предмета, но и развивать способности самостоятельно приобретать и создавать знания и, что не менее важно, учиться управлять собой и работать в команде.
Чтобы это стало возможным, нам нужно ответить на четыре важных вопроса:
Как интегрировать новые компетенции/навыки в образовательные стандарты и программы?
Как их формировать на школьном уроке на основе содержания изучаемого предмета?
Как их оценивать?
Как распространить в школе новую практику?
Основой в понимании критического мышления можно считать подход, сформулированный в работах К. Поппера: мы учимся на ошибках, а не посредством накопления данных.
Наилучшим условием для критического мышления является социальная ситуация общения и взаимодействия: «Я могу ошибаться, и ты можешь ошибаться, но совместными усилиями мы можем постепенно приближаться к истине»7.
Подобным образом определяет ситуацию когнитивного развития Д. Хэтти. Для него когнитивное развитие, или когнитивная акселерация, происходящая в процессе обучения, — это социальный процесс, которому способствует качественный диалог между учениками при поддержке учителя. При этом важно, чтобы любая учебная ситуация представляла когнитивный конфликт, который становится вызовом для мышления ученика.
В школьную практику должны войти новые формы организации учебной деятельности учащихся и новые способы достижения образовательных
резуль татов.
Цель урока, направленного на когнитивное развитие учащихся, — создать пространство для формирования и развития критического и креативного
мышления (креативности), коммуникации и кооперации. Это значит, что учеб ная ситуация строится определенным, на сегодняшний день нетрадиционным образом.
В ходе пилотного проекта были разработаны модели учебных ситуаций и учебных заданий по математике и естественно-научным предметам, которые открывают для учеников возможность применять и развивать компетенции
«4К».
Основные характеристики заданий:
учебная задача предполагает больше одного или множество возможных решений;
в центре задачи лежит либо мини-проект, либо создание/конструирование некоторого продукта с использованием нестандартных средств;
задание дает возможность для развития кратко очерченного сюжета в рамках заданной предметной проблемы;
задание предполагает работу в группе с возможным выделением подзадач для автономной либо парной работы;
задача требует самостоятельного поиска необходимой информации в открытых источниках;
задача по определенному предмету может включать поиск и использование информации из других предметов.
Такие задания дают возможность самостоятельно углубиться в предмет. Это открывает обширное поле для работы, в том числе и одаренным учащимся.
Учебные ситуации подобного типа могут опираться на современные технологии смешанного обучения, которые подразумевают задействование ИКТ в большом количестве. Различные компьютерные технологии могут быть использованы во время урока, при выполнении заданий дома, а также для коммуникации между учениками и учителем. В них хорошо вписывается применение цифровых устройств не только для ускоренного обмена информацией, но и для персонализации обучения, работы в группе. Так, мобильное обучение предлагает использовать любые цифровые носители (компьютер, электронную книгу и т. д.) для получения информации в удобном каждому варианте, а информационная поддержка совместного обучения предполагает наличие заданий на групповой поиск решения проблем с использованием Интернета.
Также хорошо вписывается в креативные учебные ситуации стратегия Flipped learning, или перевернутого обучения, меняющая работу в классе и дома местами: учащиеся дома изучают материал и ищут нужную информацию, а в классе выполняют практическую работу в группе.
В любом случае при работе с заданиями нового типа роли учителя и ученика распределены не так, как это принято на традиционном уроке:
ученики приобретают самостоятельность в выборе плана, объема и форм работы, а учитель предоставляет возможность проявить самостоятельность, подобрав соответствующее задание;
ученики могут выступить в роли учителя друг для друга, работая в паре или в группе. Учитель становится консультантом для самостоятельно работающих команд и поддерживает их продуктивную работу;
ученики принимают участие в оценке как результатов урока, так и процесса работы, используя инструменты самооценивания. Учи тель получает возможность не только оценивать предметные результаты, но и осуществлять мониторинг формирования и развития компетенции «4К».
Такой мониторинг может проводиться как на уровне класса, так и на индивидуальном уровне. Оценивание в этом случае имеет формирующий характер.
Список использованной литературы:
Пинская М.А., Михайлова А.М. – Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке. Практические рекомендации.
Компетенции 4 К: формирование и оценка на уроке
https://drive.google.com/file/d/1Yx1j901aCZ—DGvEptX9zp5zRJcMMlNis/view
Благотворительный фонд Сбербанка “Вклад в будущее”
https://vbudushee.ru/library/kompetentsii—4k—formirovanie—i—otsenka—na—uroke—prakticheskie— rekomendatsii/