Актюбинская область, Мугалжарский район ,
г.Эмба ОСШ № 1
Учитель русского языка и литературы:
Сартаева Айнагуль Чукановна
Тема:
Игротека «Дети мира» как средство расширения коммуникативной
компетенции на русском языке.
Актуальность и значимость исследования заключается в организации активной деятельности ученика по самостоятельному «добыванию» знаний, так как такой подход способствует не только приобретению предметных знаний, социальных и коммуникативных навыков, но и личностных качеств, которые позволяют ему осознавать собственные интересы, перспективы и принимать конструктивные решения.
И в этом могут помочь новые учебные программы русского языка,где, в рамках достижения целей обучения, может быть организовано партнерство с родителями, представителями местного сообщества. И, надо отметить, важность предмета «Русский язык и литература» в образовательной программе определена статусом русского языка как средства межнационального общения в Республике Казахстан, его значимостью в создании полиязычного пространства.
В настоящее время обучение русскому языку необходимо превратить в общение учащихся в реальном творческом процессе, предполагающий активный обмен знаниями, идеями, способами деятельности, где игра представлена неотъемлемой частью и зеркалом культуры. C переходом из детства в подростковый и взрослый период жизни, сокращается время на игру, что обедняет мир взрослого человека и, в результате, притупляется дар наблюдения, сопоставления, происходит декреативизация мышления. Эти противоречия и определили тему научного проекта «Игротека «Дети мира» как средство расширения коммуникативной компетенции на русском языке».
Целью проекта является расширение коммуникативной компетенции на русском языке через игротеку «Дети мира».
Для достижения цели необходимо решение ряда задач:
1) изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе;
2) определить содержание работпо развитию коммуникативной компетенции учащихся с использованием игротеки «Дети Мира»;
3) составить основные рекомендации по организации взаимодействия педагогов, родителей и детей.
Объект исследования — процесс использования игротеки «Дети Мира».
Предмет исследования – коммуникативная компетенция учащихся
Гипотеза: использование игротеки «Дети Мира», обладающей высокой эффективностью в подготовке обучающихся, способствует улучшению взаимоотношений в коллективе, где в игре вырабатываются коллективные решения; формируются мнения при защите собственных решений, а также при критике решений других, что способствует развитию коммуникативной компетентности учащихся на русском языке.
В процессе реализации данного проекта использовались следующие методы исследования:
теоретические (изучение литературы);
экспериментальные (анкетирование, тестирование, наблюдение);
эмпирические (количественный и качественный анализ).
В данной работе использованы следующие методики:
— «Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей» (Б. А. Федоришин) ;
— «Методика диагностики эмпатии» (И. М. Юсупов) ;
— «Оценка уровня общительности» (В. Ф. Ряховский);
— Методика «Диагностика коммуникативного контроля» и др.
Научная новизна работы состоит в том, что впервые в рамках одной работы предпринята попытка систематизации и анализа материала о расширения коммуникативной компетенции посредством игротеки «Дети мира» на русском языке.
Материалом для анализа послужили этнолингвистические данные, словарные статьи толковых, энциклопедических и специальных словарей, связанные с коммуникативной компетенцией: (новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам), словарь социолингвистических терминов, энциклопедический словарь по психологии и педагогике; толковый переводоведческий словарь; словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило, учебный словарь стилистических терминов; современный образовательный процесс: основные понятия и термины, учебный словарь стилистических терминов и др.).
Практическая значимость состоит:
в разработке рекомендаций для учащихся и родителей;
в подготовке слайдов, содержащих информацию об особенностях детей данного возраста, о приемах помощи ребенку в адаптационный период и т.п.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что выводы работы способствуют расширению коммуникативной компетенции на родном и русском языках путем использования игротеки «Дети мира».
Результаты исследования также могут быть использованы в практике преподавания казахского и русского языков в целях расширения коммуникативной компетенции обучающихся.