Home » статьи » Методическое обеспечение спецкурса Читательская грамотность на уроках русского языка и литературы в 7 классе

Методическое обеспечение спецкурса Читательская грамотность на уроках русского языка и литературы в 7 классе

 Юсембаева Кумысая Абдыкаримовна
КГУ «Специализированная
 школа- интернат-колледж олимпийского резерва»
учитель русского языка и литературы  г. Павлодар

  1. Описание

Методическое обеспечение спецкурса «Читательская грамотность на уроках русского языка и литературы в 7 классе» является ключевым компонентом образовательного процесса и представляет собой комплекс материалов, инструментов и технологий, направленных на углубленное развитие читательской грамотности у учащихся. Спецкурс ориентирован на формирование у школьников навыков критического восприятия текста, умения анализировать, интерпретировать и обсуждать произведения различных жанров. Важно, что спецкурс не ограничивается только работой с художественными произведениями. Он включает также научные, публицистические и информационные тексты, что способствует формированию более широкого спектра навыков, необходимых для успешного восприятия информации в различных сферах жизни.

Методическое обеспечение охватывает традиционные методы преподавания, такие как лекции и объяснения, а также активно использует инновационные подходы. Это включает использование цифровых ресурсов, мультимедийных технологий, а также активные формы работы, такие как обсуждения, проектная деятельность и ролевые игры. Спецкурс направлен на развитие у учащихся навыков самостоятельной работы с текстами, критического мышления и умения аргументировать свою точку зрения, что является необходимым для успешной учебной деятельности и дальнейшего обучения.

Кроме того, методическое обеспечение спецкурса ориентирован на развитие личных качеств учащихся, таких как уверенность в себе, самостоятельность, ответственность за результаты своей работы и умение работать в коллективе. Разнообразие видов работы и методов обучения позволяет каждому ученику найти свой собственный путь в освоении материалов, повысить мотивацию к обучению и сделать процесс более увлекательным и продуктивным.

  1. Формы подведения итогов по каждой теме или разделу

Для эффективного подведения итогов после изучения каждой темы или раздела в спецурсе предусмотрены различные формы контроля и рефлексии, которые помогут не только оценить уровень усвоения материала, но и развить критическое отношение к прочитанному.

  • Тесты и контрольные работы. Каждая тема сопровождается итоговым тестированием, которое включает вопросы на понимание прочитанного, анализ структуры текста, выявление ключевых идей и персонажей, а также работу с лексикой и стилем. Тесты помогают учителю быстро оценить, насколько учащиеся усвоили материал, а также выявить пробелы в знаниях, которые могут быть устранены на дополнительных занятиях.
  • Рефлексивные задания. По завершении каждой темы учащиеся выполняют задания, направленные на обобщение изученного материала. Это могут быть вопросы для самооценки, письменные рефлексии, где ученик должен подытожить, что нового он узнал, какие трудности возникли при освоении темы и какие стратегии анализа текста оказались наиболее эффективными.
  • Творческие задания. К числу таких заданий относятся написание рецензий, эссе, творческих работ, личных размышлений по поводу прочитанного текста. Такие задания помогают учителю не только оценить, насколько глубоко ученик понял содержание, но и как он может сформулировать свое собственное мнение и аргументировать его. Эти задания также помогают развивать творческое и аналитическое мышление.
  • Проектная деятельность. В рамках проектной деятельности учащиеся могут выбрать тему для исследования, представить результаты в виде докладов, презентаций или научных статей. Работа над проектами способствует развитию самостоятельности, способности к поиску информации, анализу источников и организации работы. Проектная деятельность также способствует развитию навыков публичных выступлений и работы в группе.
  • Дискуссии и обсуждения. Итоговое занятие часто включает в себя публичные обсуждения, в ходе которых учащиеся могут представить свои выводы и аргументировать их. Это помогает развивать навыки общения, способность слушать и уважать мнение других, а также учит отстаивать свою точку зрения на основе анализа текста.
  1. Виды занятий, планируемых по тематике

Для закрепления полученных знаний и формирования навыков работы с различными текстами в рамках спецкурса предусмотрены следующие виды занятий:

  • Литературные игры и квесты. Игровые формы занимают важное место в обучении, так как они делают процесс усвоения материала более увлекательным и динамичным. Литературные игры, квесты и викторины, в которых учащиеся должны искать ответы на вопросы, связанные с содержанием произведений, позволяют эффективно закрепить знания о персонажах, темах, мотивах и жанровых особенностях литературы.
  • Экскурсии в музеи и библиотеки. Учебные поездки дают учащимся возможность окунуться в атмосферу изучаемых произведений. Экскурсии в литературные музеи, библиотеки, на тематические выставки или встречи с писателями помогают учащимся осознать связь литературы с реальным миром, понять исторический контекст произведений, а также расширить кругозор. Такие мероприятия способствуют развитию интереса к литературе и углубленному пониманию ее ценности.
  • Конкурсы и олимпиады. В ходе конкурсов учащиеся могут продемонстрировать свои знания и творческий подход к литературным произведениям. Это могут быть конкурсы на лучшее сочинение, рецензию, литературное исследование, что помогает развивать творческое и исследовательское мышление.
  • Мастер-классы и лекции. В рамках таких мероприятий учащиеся могут познакомиться с более углубленным анализом литературных произведений. Специалисты и преподаватели литературы проводят лекции по различным аспектам анализа текстов, предлагают учащимся новые методы работы и дискуссии.
  • Конференции и круглые столы. Такие занятия позволяют учащимся представить свои исследования, поделиться результатами проектной работы, обсудить актуальные вопросы литературы и научной деятельности. Конференции и круглые столы способствуют развитию публичных выступлений, учат учащихся структурировать свои мысли и отвечать на вопросы аудитории.
  1. Методы и формы организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий

Для эффективной организации учебного процесса в рамках спецкурса используются различные методы и формы работы, а также разнообразный дидактический материал и технические средства.

  • Объяснительно-иллюстративные методы. На начальном этапе каждой темы учитель представляет теоретическую информацию, объясняет ключевые понятия, структуру текста, принципы его анализа. Это сопровождается примерами из произведений, на которых ученики могут видеть, как применяются теоретические знания на практике.
  • Активные методы обучения. Ролевые игры, дебаты, обсуждения и мозговые штурмы активно вовлекают учащихся в процесс обучения, способствуют развитию их творческих и аналитических способностей, а также помогают научиться работать в коллективе и аргументировать свою точку зрения.
  • Проектная методика. Разработка и представление собственных исследовательских и творческих проектов помогают учащимся углубленно изучать темы, работать с источниками информации, оформлять и презентовать результаты. Проектная методика стимулирует самостоятельность учащихся и их активное участие в учебном процессе.
  • Использование цифровых технологий. Для анализа и интерпретации текстов учащиеся используют мультимедийные ресурсы, электронные книги, онлайн-ресурсы, базы данных и интерактивные платформы. Это позволяет сделать учебный процесс более современным, а также расширяет доступ учащихся к дополнительным материалам и ресурсам.
  • Дидактический материал. Включает в себя рабочие тетради, методические пособия, текстовые и визуальные материалы для анализа, онлайн-ресурсы и литературу для дополнительного чтения.
  • Техническое оснащение. Для реализации спецкурса используются мультимедийные проекторы, интерактивные доски, компьютеры и планшеты, что позволяет эффективно проводить уроки, работать с электронными учебниками и выполнять задания в онлайн-формате.
  1. Количество материалов в блоке методического обеспечения спецкурса должно соответствовать календарно-тематическому планированию

Методическое обеспечение спецкурса должно быть детально структурировано в соответствии с календарно-тематическим планированием. Для каждой темы или раздела предусмотрены соответствующие материалы, которые помогут учащимся не только освоить теорию, но и закрепить её на практике. Включение различных типов текстов для анализа, творческих заданий и проектной деятельности способствует глубокой проработке каждой темы, а также позволяет обеспечить достаточный уровень самостоятельности учащихся в изучении материала.

Спецкурс «Читательская грамотность на уроках русского языка и литературы в 7 классе» является важным инструментом, направленным на развитие у школьников навыков эффективного восприятия и анализа текстов. Его основной целью является формирование у учащихся критического и творческого подхода к чтению, умения работать с различными текстами – от художественных произведений до научных и информационных. В рамках спецкурса особое внимание уделяется развитию навыков анализа и интерпретации произведений, а также улучшению способности аргументировать свои мысли и выражать собственные суждения.

В ходе обучения учащиеся не только осваивают различные стратегии работы с текстами, но и развивают широкий спектр компетенций: от умения выявлять основные идеи произведений и их особенности, до навыков работы с критическими и научными источниками. Важным компонентом спецкурса является проектная деятельность, которая помогает школьникам углубленно изучать литературу и русский язык, применяя полученные знания на практике.

Спецкурс включает разнообразные методы и формы работы, что позволяет каждому ученику найти наиболее удобный способ обучения. Это могут быть как традиционные лекции и объяснения, так и инновационные подходы, такие как ролевые игры, мозговые штурмы, дебаты и использование цифровых технологий. Разнообразие видов деятельности делает процесс обучения более увлекательным и продуктивным.

Ожидаемые результаты спецкурса – это не только высокий уровень читательской грамотности учащихся, но и развитие их личных качеств, таких как самостоятельность, уверенность в себе и способность работать в коллективе. Спецкурс способствует формированию у школьников навыков, которые будут полезны не только в процессе обучения, но и в дальнейшей жизни, способствуя их успешной адаптации в современном информационном обществе.

Таким образом, спецкурс «Читательская грамотность на уроках русского языка и литературы в 7 классе» является важным этапом в формировании у школьников не только знаний, но и необходимых для будущего навыков, что делает её актуальной и востребованной в современных образовательных условиях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Богоявленская, Л. И. Читательская грамотность и её развитие в школьном обучении. – М.: Просвещение, 2015.
  2. Гордеева, Е. П. Методика преподавания литературы в школе. – М.: Издательство Флинта, 2013.
  3. Григорьева, В. А. Обучение читательской грамотности на уроках литературы. – СПб.: Детское воспитание, 2017.
  4. Зимняя, И. А. Педагогика: традиции и инновации в современном образовании. – М.: Академический проект, 2014.
  5. Кузнецова, Н. В. Методика преподавания русского языка и литературы. – М.: Астрель, 2019.
  6. Шмидт, С. А. Развитие навыков критического мышления через читательскую грамотность. – М.: Издательский дом ВШЭ, 2020.
  7. Лукьянова, И. И. Проектная деятельность на уроках литературы. – М.: Просвещение, 2018.
  8. Иванова, Н. С. Интерактивные методы обучения в школе. – СПб.: Речь, 2015.
  9. Дьякова, Н. В. Система формирования читательской грамотности в школьном обучении. – М.: Академия, 2016.
  10. Рахматуллина, З. Г. Чтение как средство развития речи школьников. – Казань: Мастер-Лайн, 2014.
  11. Петрова, М. В. Литературные конкурсы и игры как форма работы с текстом. – СПб.: Фолиант, 2017.
  12. Савченко, В. И. Методика преподавания литературы и русского языка в условиях модернизации образования. – М.: РГГУ, 2019.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*