Home » статьи » Формирование национальных ценностей у детей дошкольного возраста  через игру

Формирование национальных ценностей у детей дошкольного возраста  через игру

Урозбаева Галия Аслкановна
г.Астана
№64 «Асыл бөбек» арнайы балабақшасы
педагог-психолог

Аңдатпа.    В статье рассматривается значение игр, связанных с изготовлением құрақ көрпе, в процессе приучения детей дошкольного возраста к соблюдению традиций казахского народа и бережному отношению к культурному наследию. Игры, основанные на культурных практиках, не только развивают творческие и моторные навыки детей, но и способствуют формированию чувства принадлежности к своему этносу. В процессе создания құрақ көрпе дети учатся работать в команде, проявлять терпение и уважение к труду других.

Ключевые слова: Национальные ценности, семейные ценности, воспитание, любовь к Родине, бережное отношение к миру, формирование трудолюбия, копилка психолога, игры на құрақ көрпе, развитие познавательных процессов, развивающие игры.

«Дәстүрлерді зерттей отырып, балалар ата-бабаларының даналығын меңгеріп, өмірлеріне негіз алады. Бұл олардың тәрбиесі мен біліміне маңызды бөлігі болып табылады»  Ілияс Есенберлин

В условиях глобализации и быстрого культурного обмена вопрос сохранения национальной идентичности становится особенно актуальным. Для Казахстана, обладающего богатым историческим и культурным наследием, крайне важно передавать традиции и ценности казахского народа следующему поколению. Приучение детей дошкольного возраста к соблюдению традиций и бережному отношению к культурному наследию играет ключевую роль в формировании их личностного развития и национального самосознания.

Раннее детство — это критический период для формирования базовых ценностей и поведенческих моделей. Дети в дошкольном возрасте особенно восприимчивы к внешним воздействиям, и их опыт в этот период оказывает глубокое влияние на их дальнейшую жизнь. Включение элементов традиционной культуры в образовательные программы для дошкольников способствует развитию чувства принадлежности к своей этнической группе и укреплению национального самосознания.

Сохранение и уважение культурного наследия казахского народа играет важную роль в психическом здоровье детей. Знание своих корней и уважение к традициям помогает детям осознать свою уникальность и значимость, что, в свою очередь, способствует формированию позитивной самооценки и устойчивости к стрессовым ситуациям. Приобщение детей к народным праздникам, музыке, танцам и ремеслам способствует развитию их эмоционального интеллекта и социальной компетентности.

Для успешного приучения детей к традициям казахского народа необходимо интегрировать элементы культурного наследия в повседневную жизнь дошкольных учреждений и семей. Важно, чтобы дети с раннего возраста участвовали в традиционных мероприятиях, знакомились с национальными играми, народными сказками и пословицами. Организация мастер-классов по традиционным ремеслам и проведение культурных экскурсий также способствуют укреплению связи с родной культурой.

Особое значение имеют игры, связанные с изготовлением   құрақ көрпе. Они не только развивают познавательные процессы, творческие и моторные навыки, но и помогают детям понять ценность ручной работы и бережного отношения к окружающему миру. В процессе создания  құрақ көрпе  дети учатся работать в команде, проявлять терпение и уважение к труду других. Такие занятия позволяют глубже понять и прочувствовать культурное наследие своего народа. Приучение детей дошкольного возраста к соблюдению традиций казахского народа и бережному отношению к культурному наследию способствует формированию у детей чувства национальной гордости, укрепляет их психическое здоровье и обогащает их культурный опыт.

Давайте рассмотрим подробнее, несколько  игр и упражнений на    құрақ көрпе при помощи которых можно стимулировать внимание, мышление и память, а также приобщать детей с раннего возраста к культуре и традициям казахского народа.  Подробнее и полнее игры на құрақ көрпе рписаны в авторском сборнике.

Ойын: «Екі бірдей ою-өрнекті тауып, шерт»

Мақсаты: Есте сақтау, зейінді дамыту.

Материалдар: өрісте орналасқан әртүрлі жұптық ою-өрнектері бар екі корпус.

Ережелер: Екі қатысушы екі бөлікке бөлінген өрісті алады, онда ою-өрнектер әртүрлі ұяшықтарда бейнеленген.

Тапсырма: екі жағынан жұптастырылған ою-өрнектерді мүмкіндігінше тез көрсету (тапсырманы орындағаннан кейін қоңырауды тезірек басқан жігіттердің арасына бір қоңырау қоюға болады)

Ойын: «Бір топты жина»

Мақсаты: Логикалық ойлауын, зейінін дамыту.

Материалдар: Түрлі түсті және өрнекті мата бөліктері, картон шаблондары.

Ережелер:

Қатысушылар мата бөліктерінің жиынтығын және мозаикалық шаблонды алады. Міндет — үлгі бойынша мозаиканы мүмкіндігінше тез жинау.Таймерді қосу немесе үлгінің күрделілігін арттыру арқылы ойынды қиындата аласыз.

«Өрнекті жина» ойыны

Мақсаты: Шығармашылық қабылдауды дамыту

Материалдар: Түрлі өлшемдегі және түсті мата бөліктері

Ережелер: Балаңызға бірнеше патчтардан жасалған қарапайым үлгіні көрсетіңіз. Оны қайталауын сұраңыз, содан кейін оны өзіңіз жасаңыз.

Рекомендации к играм:

       На вводных ознакомительных занятиях необходимо познакомить ребят с назначением и различными видами құрақ көрпе, а также с историей и символикой.  Хорошо если на ознакомительных показах  будут представлены различные образцы, состоящие из геометрических фигур и с использованием орнаментов. Используйте различные текстуры: шерстяные, хлопковые, бархатные лоскутки создадут разные ощущения.

В дальнейшем на занятиях возможно использовать тканные лоскутки наклеенные на картон а также, не тканные лоскутки  распечатанные на принтере, и заламинированные, образцы, также удобно оказалось работать с фетром.
Усложняйте задания постепенно: Начните с простых задач и постепенно увеличивайте их сложность. Хвалите ребенка за успехи: Позитивное подкрепление мотивирует ребенка на дальнейшие достижения. Варьируйте задания: Регулярно меняйте задания, чтобы поддерживать интерес ребенка. Играйте вместе с ребенком: Совместная игра сближает и делает процесс обучения более приятным.
Мы считаем что Құрақ көрпе это не просто яркий элемент декора, но и универсальный  инструмент для комплексного развития ребенка. Оно позволяет сочетать приятное с полезным: развивать когнитивные способности и получать удовольствие от игры.

Таким  образом Раннее приобщение к национальным традициям и культурным ценностям играет ключевую роль в укреплении национальной идентичности и психического здоровья детей. Такие игры являются эффективным средством передачи культурного наследия и укрепления семейных связей, что делает их важным элементом воспитательного процесса в дошкольных учреждениях.

Әдебиеттер

  1. Закон РК «Об образовании» (№ 319-III от 27 июня 2007 года).
  2. Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения, утвержденная при­казом Министра просвещения Республики Казахстан от 14 октября 2022 года № 422.
  3. Жұмабекова Ф.Н. Мектепке дейінгі педагогика.-Астана, 2008.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*