Home » статьи » Экологическое вocпитaние на уроках химии: фopмиpовaние oтвeтствeннoгo oтнoшения к oкpужающей cpeдe.

Экологическое вocпитaние на уроках химии: фopмиpовaние oтвeтствeннoгo oтнoшения к oкpужающей cpeдe.

Учитель химии КГУ «Общеобразовательная школа
№32» ОО г.Темиртау
Управления образования Карагандинской области

Аннотация: В статье рассматривается роль уроков химии в формировании экологического сознания и ответственного отношения к окружающей среде у школьников. Анализируются методы и приемы, способствующие интеграции экологического образования в химическое. Обосновывается необходимость использования практико-ориентированного подхода и междисциплинарных связей для эффективного экологического воспитания. Предлагаются конкретные примеры заданий и проектов, направленных на развитие экологической компетентности учащихся. Также рассматриваются вопросы оценки эффективности экологического воспитания и перспективы его развития в контексте современных образовательных стандартов.

 

Ключевые слова: экологическое воспитание, уроки химии, экологическое сознание, химическое образование, устойчивое развитие, экологическая компетентность, междисциплинарные связи, практико-ориентированный подход, оценка эффективности, образовательные стандарты.

 

Введение

В XXI веке человечество столкнулось с беспрецедентными экологическими вызовами, такими как изменение климата, загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов.

Решение этих проблем требует формирования у подрастающего поколения экологического сознания и ответственного отношения к природе.

В связи с этим, экологическое воспитание становится неотъемлемой частью образовательного процесса, направленного на формирование устойчивого развития общества.

Химия, как наука о веществах и их превращениях, играет ключевую роль в понимании экологических процессов. Уроки химии предоставляют уникальную возможность для формирования у школьников представлений о взаимосвязи между химическими явлениями и состоянием окружающей среды.

Изучение химических свойств веществ, их влияния на живые организмы и экосистемы, а также анализ экологических проблем, связанных с химическим загрязнением, способствуют формированию у школьников экологического сознания и понимания необходимости сохранения природных ресурсов.

 

 

Теоретические основы экологического воспитания на уроках химии

Экологическое воспитание на уроках химии основывается на следующих теоретических принципах:

  1. Принцип системности: рассмотрение экологических проблем в контексте взаимосвязи химических, биологических, географических и других факторов.
  2. Принцип научности: использование достоверных научных знаний и методов исследования для изучения экологических проблем.
  3. Принцип практической направленности: применение полученных знаний и умений для решения конкретных экологических задач.
  4. Принцип гуманизма: формирование ценностного отношения к природе и осознание ответственности за ее сохранение.
  5. Принцип непрерывности: экологическое воспитание должно осуществляться на всех этапах обучения химии.
  6. Принцип региональности: учет особенностей экологической ситуации в регионе проживания школьников.

 

Методы и приемы экологического воспитания на уроках химии

Интеграция экологического образования в химическое предполагает использование разнообразных методов и приемов, направленных на формирование у школьников экологической культуры:

  1. Практико-ориентированный подход:
    • Проведение лабораторных работ и практических занятий, связанных с анализом качества воды, почвы, воздуха.
    • Организация экологических проектов и исследований, направленных на изучение влияния химических веществ на окружающую среду.
    • Решение экологических задач, требующих применения химических знаний.
    • Проведение химических экспериментов, демонстрирующих экологические принципы (например, эксперименты по очистке воды).
    • Организация экскурсий на предприятия химической промышленности и очистные сооружения.
    • Проведение полевых исследований и экологических мониторингов.

 

 

  1. Междисциплинарные связи:
    • Интеграция знаний из биологии, географии, физики и других наук для комплексного изучения экологических проблем.
    • Проведение интегрированных уроков с учителями биологии, географии и других предметов.
    • Использование межпредметных проектов, объединяющих знания из разных областей науки.
    • Организация круглых столов и конференций по экологическим проблемам с участием специалистов из разных областей.
  2. Использование информационно-коммуникационных технологий:
    • Применение мультимедийных презентаций, видеороликов и интерактивных моделей для визуализации химических процессов и их влияния на окружающую среду.
    • Использование интернет-ресурсов для поиска информации об экологических проблемах и способах их решения.
    • Создание виртуальных лабораторий и симуляций для изучения экологических процессов.
    • Использование онлайн-платформ для проведения экологических викторин и конкурсов.
    • Разработка и использование электронных образовательных ресурсов по экологической химии.
  3. Формирование ценностного отношения к природе:
    • Обсуждение этических аспектов использования химических веществ и технологий.
    • Воспитание чувства ответственности за сохранение природных ресурсов.
    • Организация экологических акций и мероприятий, направленных на благоустройство окружающей среды.
    • Проведение дискуссий и дебатов по экологическим проблемам.
    • Использование художественной литературы, фильмов и других произведений искусства для формирования эмоционального отношения к природе.
    • Организация встреч с представителями экологических организаций и движений.

 

 

Примеры заданий и проектов по экологическому воспитанию

на уроках химии

  1. Анализ качества воды:
    • Лабораторная работа по определению pH, жесткости и содержания нитратов в воде.
    • Проект «Исследование качества воды в местных водоёмах».
    • Разработка рекомендаций по улучшению качества воды в местных водоёмах.
  2. Изучение загрязнения воздуха:
    • Практическое занятие по определению содержания углекислого газа в воздухе.
    • Проект «Влияние автомобильного транспорта на загрязнение воздуха в городе».
    • Разработка предложений по снижению загрязнения воздуха в городе.
  3. Анализ почвы:
    • Лабораторная работа по определению pH и содержания органических веществ в почве.
    • Проект «Исследование загрязнения почвы тяжелыми металлами».
    • Разработка методов рекультивации загрязненных почв.
  4. Разработка экологически безопасных технологий:
    • Проект «Разработка методов очистки от тяжелых металлов сточных вод «.
    • Проект «Создание экологически чистого моющего средства».
    • Разработка технологии утилизации химических отходов.
  5. Изучение влияния химических веществ на живые организмы:
    • Эксперимент по изучению влияния пестицидов на рост растений.
    • Проект «Кислотные дожди и последствия их влияния на растительный мир».
    • Разработка рекомендаций по безопасному использованию химических веществ в сельском хозяйстве.
  6. Решение экологических задач:
    • Расчёт количества кислорода, который нужен для окисления органических веществ в сточных водах.
    • Определение концентрации загрязняющих веществ в выбросах химического предприятия.
    • Разработка схемы утилизации химических отходов.
    • Расчет экологического ущерба от химических аварий.

 

Оценка эффективности экологического воспитания на уроках химии

 

Оценка эффективности экологического воспитания на уроках химии может осуществляться с помощью следующих методов:

  1. Анкетирование: выявление уровня экологического сознания и отношения к природе у школьников.
  2. Тестирование: проверка знаний и умений в области химии и экологии.
  3. Наблюдение: оценка участия школьников в экологических проектах и мероприятиях.
  4. Анализ проектных работ: оценка качества и глубины исследований, проведенных школьниками.
  5. Портфолио: сбор и анализ работ школьников, отражающих их экологическую компетентность.
  6. Экспертная оценка: оценка уровня экологической компетентности школьников специалистами в области экологии и химии.

Перспективы развития экологического воспитания на уроках химии

Перспективы развития экологического воспитания на уроках химии связаны с:

  1. Внедрением новых образовательных стандартов, ориентированных на формирование экологической компетентности.
  2. Разработкой и использованием инновационных образовательных технологий, таких как виртуальные лаборатории, симуляции, электронные образовательные ресурсы.
  3. Усилением междисциплинарных связей и интеграцией экологического образования в другие предметы.

 

Заключение

Экологическое воспитание на уроках химии играет важную роль в формировании у школьников экологического сознания и ответственного отношения к окружающей среде. Использование разнообразных методов и приемов, таких как практико-ориентированный подход, междисциплинарные связи и решение экологических задач, способствует эффективной интеграции экологического образования в химическое.

Формирование экологической культуры у подрастающего поколения является необходимым условием для устойчивого развития общества и сохранения природного наследия.

 

 

Литература

  1. Бутусов, В.В. Экологическое воспитание школьников. – М.: Просвещение, 2020.
  2. Иванова, Т.Н. Химия и экология: школьный курс. – СПб.: Наука, 2019.
  3. Петров, А.С. Экологическая безопасность и химия. – Казань: Университетское издательство, 2021.
  4. Мазур И. И., Глазковская Т. Г., Мишуткина Н. В. Экология химического производства. М.: Химия, 1985
  5. Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н. Экологическое образование школьников в процессе обучения химии. СПб.: СМИО Пресс, 2005.
  6. Лазарева Л. П. Экологическое образование в курсе химии // Химия в школе. 2009. № 1

Учитель химии
КГУ «ОШ №32» ОО г.Темиртау Амиров С.Г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*