Михайлина Галина Александровна
Заместитель директора
по профильному обучению
КГУ «Школа-гимназия
№9 им. Н.А.Некрасова»
город Туркестан
Основной целью профилизации старшей школы является предоставление учащимся возможности проектировать свое будущее и формировать необходимые ресурсы для осуществления осознанного профессионального выбора.
Содержание и организационные формы профильного обучения определяются теми результатами образования, которых нужно достичь при выходе из старшей школы.
Курсы по выбору, элективные курсы играют важную роль в системе профильного обучения в старшей ступени школы. Они обязательны для старшеклассников. Дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов следующих типов: курсы по выбору, элективные курсы. Каждый из курсов вносит свой вклад в решение задач профильного обучения.
При всех возможных вариантах организации обязательных предметов по выбору обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию.
Курсы должны быть представлены в количестве, позволяющем ученику осуществить реальный выбор (один из одного-это не выбор). Курсы должны помогать ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы («Пойду на социально-гуманитарный профиль не потому, что имею тройки по математике, а потому, что намерен стать юристом или журналистом, а для этого буду поступать в университет»). Курсы должны способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле. Помочь ученикам ответить на вопросы: «Могу ли я, хочу ли я учить это, заниматься этим?», проверить себя. Но нельзя забывать, что чрезмерная перегруженность курса новым содержанием, может не позволить ученику ответить на эти важные вопросы.
Перспективным является использование современных образовательных технологий, роль которых будет возрастать при профильном обучении (информационные, проектные, дистантные им другие).
Курсы должны познакомить учащегося со спецификой видов деятельности, которые будет для него ведущим если он совершит тот или иной выбор (информатик, физик, химик и т.д.), то есть повлиять на выбор учеником профессиональной деятельности, пути получения им образования в профессиональной школе (прежде всего, высшей). Курсы должны подготовить ученика не только к сдаче государственной аттестации, но и к успешному обучению в профильной школе.
Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в большей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности курсов по выбору в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.
Элективные курсы реализуются в школе за счет вариативной учебной нагрузки. Вводя в школьное образование элективные курсы, необходимо учитывать, что речь идет не только об их программах, но и всей методической системе обучения этим курсам в целом. Ведь профильное обучение – это не только дифференцированное содержание образования, но, как правило, и по-другому построенный учебный процесс.
Создание элективных курсов – важнейшая часть, обеспечения профильного обучения.
Оценивая возможность и педагогическую целесообразность введения тех или иных курсов следует помнить и о таких задачах, как формирование при их изучении умений и способов деятельности для решения практически важных задач продолжения профориентационной работы, осознание возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути.
Спасибо большое за содержательный материал об элективных курсах в школе. Очень актуальная и интересная статья!???