Home » Открытый урок » Внедрение инновационной технологии lesson study для развития профессиональных компетенций педагогов

Внедрение инновационной технологии lesson study для развития профессиональных компетенций педагогов

Доктор PhD, учитель информатики,
Бекишев Акежан Сабырович
ГКП на ПХВ «Школа-лицей №72» акимата города Астаны

Как Lesson Study и Action Research стали всемирно известными движениями в образовательной сфере. Как Lesson Study и Action Research отвечают потребностям и требованиям, возникшим в обществе и образовательных учреждениях в последние десятилетия. Эти три подхода имеют много общих черт. Например, все они проходят циклично и способствуют развитию ориентации на обучение и эффективному отношению к нему. Однако некоторые особенности характерны только для одного из трех подходов. Например, Lesson Study как зонтичный термин, указывая при этом, что в исследовании урока второй или третий цикл определяется как улучшенное повторение первого цикла с целью повышения качества урока. Action Research как более общий термин не имеет таких узких правил. Исследование действия четко ориентировано на исследовательское отношение.

Помимо ориентации на развитие через циклический дизайн, исследователи действия также утверждают, что имеют познавательный интерес к исследуемому содержанию. Они разработали критерии качества для валидности результатов своих исследований. Action Research имеет четкую направленность на исследование, проводимое индивидуально или в команде. Исследование урока, напротив, сосредоточено на разработке учебного плана, ориентированного на команду, и совместной ответственности за учебную работу и результат. Учебное исследование имеет общие черты с поурочным исследованием, но также включает теорию того, как происходит обучение: теорию вариативности, которая основана на феноменографии.

Проанализировав литературу, мы пришли к выводу, что существует поразительное отсутствие ясности в отношении концепций, подходов и функций Lesson Study и Action Research.

Мотивация заключается в нашем выводе о том, что Lesson Study и Action Research оказали положительное влияние на преподавание и развитие инструкций во всем мире. Однако теоретическое и литературное исследование сходств и различий в различных подходах, которые лежат в основе инициатив, происходящих в разных частях мира, отсутствует.

В настоящее время в системе казахстанского образования происходит изменение содержания, форм, методов обучения и воспитания, осуществляется поиск современных управленческих моделей. В этой ситуации ключевой фигурой реформирования образования является педагог. Именно на его плечи ложится ответственность за проектирование и организацию учебного процесса, отвечающего требованиям современных стандартов. Значимость учителя в условиях реформирования образования не вызывает сомнений, ещё К.Д. Ушинский писал: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя».

Действительно, меняется мир, изменяются дети, что влечет за собой появление новых требований к квалификации педагога. Но нельзя требовать от него того, чему его никто и никогда не учил. Необходимо изменять стандарты его переподготовки и повышения квалификации в высшей школе и в учреждениях повышения квалификации. Одним из решений в этом направлении является использование инновационной технологии Lesson Study как средства развития профессиональных компетенций педагогов.

Цель: проанализировать потенциал технологии Lesson Study в развитии профессиональных компетенций педагогов и раскрыть особенности её использования в педагогической практике.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи работы:

— раскрыть содержание технологии Lesson Study и описать историю её возникновения и развития;

— выделить этапы реализации технологии Lesson Study;

— описать достоинства использования технологии Lesson-Study для развития профессиональных компетенций педагогов.

содержание технологии Lesson-Study и история её возникновения и развития

Технология Lesson-Study нацелена на развитие и совершенствование процессов преподавания и обучения. Lesson-Study — это педагогическая технология, которая характеризуется особой формой исследования в действии на уроках, направленной на совершенствование знаний в области учительской практики. В педагогической литературе в качестве синонима понятия Lesson Study используют термин «исследование урока».

Изучение истории возникновения технологии Lesson-Study в школьной практике показало, что возникла она в Японии уже в 70-х годах XIX века, но приобрела популярность значительно позже, после подтверждения в ходе международных исследований наличия глубоких знаний у японских учителей, как в области педагогики в целом, так и в области преподаваемого предмета, обеспечивающих высокий уровень образовательных достижений японских учащихся.

В настоящее время разработкой научных основ и продвижением технологии Lesson-Study занимается Питер Дадли. Он имеет степень PhD, является почетным профессором г. Лестер (Великобритания). Питер Дадли обладает большим практическим опытом преподавания в начальных и средних школах в Восточном Лондоне и за рубежом, является автором ряда монографий в сфере образования, выступает консультантом различных исследовательских программ по применению технологии Lesson Study.

Сегодня технология Lesson-Study помимо Японии и Великобритании используется и в других странах — Сингапуре, Гонконге, Китае, Казахстане, США, Швеции, Канаде, Австралии и др. Появился и опыт использования данной технологии в Казахстане. Как показывает мировой опыт применения технологии Lesson-Study «эффективность его использования в целях совершенствования методики преподавания и повышения уровня знаний учащихся по ключевым предметам в начальной и средней школе, а также в целях разработки концептуальных педагогических подходов, таких как оценивание для обучения, весьма высока».

Применение технологии Lesson-Study для развития профессиональных компетенций педагогов способствует:

— освоению учителями современных методик и технологий обучения в ходе реального учебного процесса;

— развитию умения педагогов работать в команде;

— развитию умения педагогов прогнозировать и диагностировать результаты обучения;

— пониманию учителями разницы между тем, что, по их мнению, должно происходить во время обучения детей на уроке, и тем, что происходит в реальности.

Этапы реализации технологии Lesson-study

Опишем этапы реализации технологии Lesson-Study на практике.

Первый этап — определение группы учителей (желательно из 3 человек), заинтересованных во внедрении в школе новой современной методики/технологии обучения, причем хотя бы один представитель группы должен иметь значительный преподавательский опыт.

Второй этап — проведение заседания с участниками группы с целью совместного определения ожидаемых результатов внедрения новой современной методики/технологии обучения и установления положительного психологического настроя участников группы на работу.

Третий этап — непосредственная работа участников группы, нацеленная на освоение новой современной методики/технологии обучения. Участники группы должны:

1) совместно спланировать урок с использованием новой современной методики/технологии обучения;

2) провести спланированный урок и наблюдать в ходе него за деятельностью трёх «исследуемых учащихся», каждый из которых является типичным представителем определенной группы учащихся в классе; например, наблюдать за деятельностью слабого, среднего и сильного учащихся на уроке (наблюдение за этими учениками должно быть максимально полное с фиксацией результатов наблюдения в течение всего урока, поэтому учителя-участники группы должны до начала урока распределить между собой обязанности — кто будет проводить урок, а кто будет только наблюдать);

3) совместно проанализировать проведенный урок, обсудить, что удалось и что не очень, подумать над успехами и неудачами наблюдаемых (слабого, среднего и сильного) учеников.

Четвертый этап — совместное планирование, проведение/наблюдение и анализ второго урока также с использованием новой современной методики/технологии обучения, но уже учитывая свой личный опыт проведенного первого урока.

Пятый этап — совместное планирование, проведение/наблюдение и анализ третьего урока также с использованием новой современной методики/технологии обучения, но уже учитывая свой личный опыт проведенных двух уроков.

Шестой этап — представление учителями-участниками группы своих результатов по использованию новой современной методики/технологии обучения своим коллегам с целью её внедрения в педагогическую практику. Форма представления может быть различной: проведение открытого урока или презентация своих результатов в виде описания проделанной работы.

Описанные этапы реализации технологии Lesson Study являются классическими, они могут осуществляться с некоторыми изменениями в зависимости от конкретной школы. Например, могут варьироваться цели проведения трех уроков-исследований: цель первого урока — использовать новую современную методику/технологию обучения учащихся; цель второго урока — улучшение обучающих навыков учителя при использовании новой современной методики/технологии обучения; цель третьего урока — улучшение навыков наблюдения учителя при использовании новой современной методики/технологии обучения. Иными словами, учителя, работающие по технологии Lesson Study, адаптируют новые научные идеи, принципы, педагогические технологии к условиям конкретного образовательного учреждения, т.е. занимаются инновационно-внедренческой деятельностью.

Достоинства использования технологии Lesson-Study

Эффективность применения технологии Lesson-Study для развития профессиональных компетенций педагогов обусловлена следующими её достоинствами:

— педагог имеет возможность увидеть процесс обучения в более явных деталях и проявлениях, чем обычно;

— педагог может увидеть разницу между тем, что, по его мнению, должно происходить во время обучения, и тем, что происходит в реальности;

— педагог имеет возможность понять, как планировать обучение, чтобы оно в результате максимально удовлетворяло потребностям учащихся;

— педагог имеет возможность тесно сотрудничать с профессиональным сообществом учителей, приоритетной целью которого является помощь учащимся в обучении и профессиональный рост членов группы.

Вместе с этим, в литературе указывают, что применение технологии Lesson-Study в реальной педагогической практике часто сдерживается низким уровнем мотивации самих учителей к профессиональному росту.

Таким образом, проведенный анализ сущности технологии Lesson-Study и особенностей её реализации в педагогической практике, позволяет говорить о том, что данная технология обладает большим потенциалом для развития профессиональных компетенций педагогов, она побуждает учителей к профессиональному сотрудничеству в педагогическом коллективе, ориентирует их на совместное исследование возможностей применения на практике новых современных методик и технологий обучения с учетом имеющихся условий в конкретном образовательном учреждении.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*