Home » статьи » Необходимость формирования каллиграфических навыков в начальной школе

Необходимость формирования каллиграфических навыков в начальной школе

Нетребенко Евгения Ивановна
учитель начальных классов

«Я видел, что плохой почерк следует рассматривать как признак несовершенного образования» Махатма Ганди

Письменный навык- уникальная способность человека. Животные не обладают способностью к автоматическому письму. Мы способны писать спонтанно, подходить к этому процессу творчески, заставляя мозг воображать, синтезировать, проживать чувства. И всё это многообразие функций концентрировать только в одном действии- письме.

Через процесс «внутренней речи», к которому относится и письменная речь, человек вышел за пределы настоящего и смог задуматься о будущем и прошлом, научился проводить причинно-следственные связи, анализировать, сопоставлять, сравнивать. Так стало развиваться мышление. Процесс письма формирует мышление.

Когда ребёнок развивает свою речь, пишет, он не только обучается складывать буквы в слова, а слова в предложения, он ещё и конструирует целую систему мыслей, которую надо внятно изложить. Другого способа добиться того, чтобы у нас одновременно работали моторные, ассоциативные, речевые и тонкие манипуляторные центры невозможно. То есть это самое человеческое занятие за всю нашу человеческую историю. Огромное количество центров головного мозга связано со способностью излагать свои мысли с помощью авторучки.

По мнению Л.С.Выготского (советского психолога) письменная речь имеет психофизиологическую природу и несёт самостоятельную функцию. Именно письменная речь позволяет нашему мозгу перейти на более высокий уровень функционирования.

Каллиграфия представляет собой искусство красивого и чёткого письма. В древности такой наукой обладали монахи, которые месяцами, годами переписывали святые тексты. По качеству почерка говорили об образовании пишущего, о его характере и нравственных качествах. Каллиграфия- это искусство красивого письма, умение писать правильным и устойчивым почерком, не нарушая высоты, ширины, угла наклона элементов, букв и соединений букв.

Каллиграфическое письмо оказывает положительное влияние на зрительное внимание, скорость пространственного восприятия, абстрактное мышление, повышается кратковременная и образная память. Происходит быстрое восприятие информации человеком, человек становится наблюдательным.

Печатание на клавиатуре не заменяет навыка письма от руки. В процессе печатания задействуются совершенно иные психомоторные связи, которые мотивируют мозг только на передачу внешней информации, не подключая его более глубокие ассоциативные, эмоциональные, творческие процессы. Возникает эффект поверхностного выхватывания информации, без глубокой её проработки.

Написанная информация на бумаге сохраняется в нашем подсознании гораздо дольше, чем в напечатанном виде. Ценность написанного от руки текста намного выше ценности текста, напечатанного на клавиатуре ноутбука.

Итак, формирование каллиграфического навыка младших школьников является одной из важнейших задач начальной школы: именно от начальной школы зависит то, как ребёнок будет относиться к процессу письма в дальнейшем. Учителю начальных классов важно не только способствовать формированию каллиграфического почерка, но и развивать в каждом ученике потребность в правильном, красивом и скором письме.

Литература: Л.Дрыгваль «Графология», С.В.Савельев «Каллиграфия и мозг», Евлаева И.Г «Формирование каллиграфических навыков у младших школьников»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*