Home » статьи » Формирование  функциональной  читательской   грамотности на  уроках  русского  языка  и   литературы

Формирование  функциональной  читательской   грамотности на  уроках  русского  языка  и   литературы

Аяфова  Ардак  Казбековна
город Астана,
ШГ №52 имени Б.Майлина

Функциональная  грамотность  позволяет  использовать  в своей жизни приобретенные   знания,умения , навыки. Так  на  уроках русского  языка мы  применяем  смысловое  чтение .  Это  способность  учащихся  к осмыслению  письменных  текстов, использования  их  содержания для  достижения  целей, развития  знаний. Учащиеся   извлекают  нужную  информацию, формулируют  общее понимание  текста. И  представляю  свою  точку  зрения. На  уроках  русского  языка для осмысленного  чтения  можно  применять различные  стратегии критического  мышления: дневник  двойной записи, чтение с остановками, тонкие  и  толстые  вопросы.

Задача  современной  школы-  научить  учиться,сформировать  функционально  грамотную  личность, действовать  в соответствии с общественными  нормами. Под грамотностью чтения  понимаем способность  ученика к  осмыслению  текста. Владение приемами  понимания прочитанного определяется  как  важнейший  компонент  читательской  компетентности. Это означает, что  проблема  понимания текста  требует для  своего  решения  современных  подходов.

Уровни грамотности  чтения: поиск  в тексте нужной информации по  простому критерию и по  множественным  критериям;  распознавание связи между  отрывками информации; установление  последовательности  или комбинации  отрывков; понимание  сложных  тестов; формулирование  выводов относительно  содержания  текста.

Смысловое  чтение включает в себя  умение  осмысливать цели  и задачи   чтения, умение  находить информацию  из различных  текстов, умение  работать  с художественными,  сплошными  и несплошными текстами, умение понимать  и оценивать информацию  из  текста. В будущем  ученик  всегда  должен  быть хорошим  читателем, чтобы усваивать  содержание тчитаемого  текста.  Есть группа  людей, которые  являются  слабыми  читателями, для них  чтение скучное утомительное  занятие . Неуспешность  в учебной  деятельности во  многом  связана  с неумением понимать  прочитанное.

Чтение —  это  всегда   творчество, речевая  работа, активный  процесс,  опирающийся  на  жизненный  опыт. И  духовную  сферу  читателя, на работу  его  воображения , памяти,  мыслей  и чувств . От умения  читать, извлекать  нужную  информацию зависит  успех  ученика и его  желание  учиться .

Существует 3 этапа  работы  с текстом:

  1. До чтения текста. ( Анализ названия, рассматривание  иллюстраций , прогнозирование- по первым  строчкам  предположить, о  чем будет  идти речь  в тексте ).
  2. Во время чтения текста (  Могут  возникнуть  вопросы – задать  вопрос, ответить на них, диалог  с  автором ).
  3. После чтения текста . ( Формулировка главной  мысли).

Приемы , используемые  в  технике продуктивного  чтения : «Задай вопрос»,    «Инсерт»,  «Верные  и неверные  утверждения» , «Ключевые  слова  и  словосочетания»,  «Чтение  с отановками»,  «Чтение  с пометками». К примеру , «Чтение с остановками» — прочитав  первое  событие, учителем  предлагается задание  составить  вопросы, после  следующего  события — прогнозируется, что будет  дальше и т.д.  Таким образом, все  выше перечисленные   приемы  предусматривают   целенаправленную работу  с текстом, его  анализ  и понимание.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*