Аяфова Ардак Казбековна
город Астана,
ШГ №52 имени Б.Майлина
Функциональная грамотность позволяет использовать в своей жизни приобретенные знания,умения , навыки. Так на уроках русского языка мы применяем смысловое чтение . Это способность учащихся к осмыслению письменных текстов, использования их содержания для достижения целей, развития знаний. Учащиеся извлекают нужную информацию, формулируют общее понимание текста. И представляю свою точку зрения. На уроках русского языка для осмысленного чтения можно применять различные стратегии критического мышления: дневник двойной записи, чтение с остановками, тонкие и толстые вопросы.
Задача современной школы- научить учиться,сформировать функционально грамотную личность, действовать в соответствии с общественными нормами. Под грамотностью чтения понимаем способность ученика к осмыслению текста. Владение приемами понимания прочитанного определяется как важнейший компонент читательской компетентности. Это означает, что проблема понимания текста требует для своего решения современных подходов.
Уровни грамотности чтения: поиск в тексте нужной информации по простому критерию и по множественным критериям; распознавание связи между отрывками информации; установление последовательности или комбинации отрывков; понимание сложных тестов; формулирование выводов относительно содержания текста.
Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, умение находить информацию из различных текстов, умение работать с художественными, сплошными и несплошными текстами, умение понимать и оценивать информацию из текста. В будущем ученик всегда должен быть хорошим читателем, чтобы усваивать содержание тчитаемого текста. Есть группа людей, которые являются слабыми читателями, для них чтение скучное утомительное занятие . Неуспешность в учебной деятельности во многом связана с неумением понимать прочитанное.
Чтение — это всегда творчество, речевая работа, активный процесс, опирающийся на жизненный опыт. И духовную сферу читателя, на работу его воображения , памяти, мыслей и чувств . От умения читать, извлекать нужную информацию зависит успех ученика и его желание учиться .
Существует 3 этапа работы с текстом:
- До чтения текста. ( Анализ названия, рассматривание иллюстраций , прогнозирование- по первым строчкам предположить, о чем будет идти речь в тексте ).
- Во время чтения текста ( Могут возникнуть вопросы – задать вопрос, ответить на них, диалог с автором ).
- После чтения текста . ( Формулировка главной мысли).
Приемы , используемые в технике продуктивного чтения : «Задай вопрос», «Инсерт», «Верные и неверные утверждения» , «Ключевые слова и словосочетания», «Чтение с отановками», «Чтение с пометками». К примеру , «Чтение с остановками» — прочитав первое событие, учителем предлагается задание составить вопросы, после следующего события — прогнозируется, что будет дальше и т.д. Таким образом, все выше перечисленные приемы предусматривают целенаправленную работу с текстом, его анализ и понимание.