Курбанова Гульфира Турсуновна
учитель начальных классов
КГУ «СШ им. М.Ломоносова»
Алматинская область
Енбекшиказахский район
с. Тургень
Воспитание трудолюбия у детей является одной из важнейших задач в образовательной системе. Труд – это важнейший источник материального и духовного богатства общества,это основа воспитания личности. Участвуя в трудовом процессе, ребёнок меняет свою самооценку, своё представление о себе и окружающем мире.
В процессе труда развиваются способности, трудовые умения и навыки младших школьников. Трудовая деятельность напрямую влияет на развитие интеллектуальных способностей ребёнка. В её процессе развиваются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребёнка в обществе.
Трудовое воспитание-это процесс вовлечения детей в разные организованные педагогами виды общественного полезного труда, в результате которого им передаётся минимум производственного опыта, трудовых умений и навыков, развивается практическое мышление и трудолюбие. Трудовое воспитание младших школьников имеет свои особенности. При включении детей в труд необходимо учитывать физиологию детей младшего возраста, особенности их организма и психики, их интересов и способностей.
В результате вовлечения детей в труд они вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношения с участниками труда. На основе этих отношений формируются личностные качества.
Формирование отношений к предмету труда углубляет экологическое, нравственное воспитание учащихся, создаёт условия для развития эстетической культуры личности. Таким образом, происходит гармоничное развитие личности, деятельность которой отличается творческим и созидательным трудом. На основе возникающих отношений к средству труда у младших школьников формируется бережное отношение к инструментам, личным вещам, школьному имуществу. Эти отношения проявляются в аккуратности, дисциплинированности, ответственности за порученное дело, внимательности, бережного отношения к результатам труда.
Отношение учащихся к процессу труда формирует у них такие личностные качества, как терпение, старание, внимательность, справедливость, добросовестность, организованность, целеустремленность, трудолюбие, дисциплинированность, самокритичность. У младших школьников появляется уверенность в себе, ответственность. Трудовая деятельность обеспечивает самовоспитание и саморазвитие сил и способностей учащихся, формирует их сознание и самосознание.
Организационные формы трудового образования и обучения выбираются учителем. Чтобы труд превратился в любимое дело, ребёнку надо пережить успех и радость труда.
Творческую активность школьников повышают смотры, выставки, конкурсы на изготовление лучшей модели, прибора, наглядного пособия. Внеклассная и внеурочная воспитательная деятельность становится личностно-ориентированной. Она должна быть максимально полезной человеку и обществу. Среди трудовых воспитательных дел есть традиционные и новые формы:вахта труда, праздник труда, выставка поделок, генеральная уборка, гуманитарная помощь, озеленение и благоустройство школы, турнир умельцев, неделя добрых дел, город веселых мастеров, шефская помощь,зоны заботы, трудовой десант и др.
Учитывая сегодняшнюю мировую обстановку, в условиях повсеместного карантина роль внеклассной и внеурочной деятельности очень высока. Педагогам необходимо постоянно поддерживать связь с учащимися для правильной организации трудового воспитания.
Таким образом, труд – главный воспитатель. Трудовое воспитание младших школьников имеет очень важное значение. Труд младших школьников должен быть правильно, педагогически целесообразно организован.
Воспитываясь в труде и для труда, школа должна побуждать в учащихся дух коллективизма, желание жить и трудиться в коллективе, учить творить прекрасное, строить жизнь по законам красоты, воспитывать нового гармоничного человека!