Home » статьи » Роль психологической работы в условиях дистанционного  обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Роль психологической работы в условиях дистанционного  обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Педагог-психолог КГУ ОШ49
Мұрат Назерке Мәлікқызы

      Инклюзивное образование имеет большое значение во всем мире. В Казахстане этот вопрос начинает приобретать актуальность, так как количество детей с особыми образовательными потребностями в стране растет. Система образования должна, насколько это практически осуществимо, предоставлять возможность обучения всем детям в детских садах, средних школах, профессиональных колледжах и университетах.

Для начала давайте узнаем, что такое инклюзивное образование?  Инклюзивное образование (англ. inclusion — включение, включающее образование, совместное обучение) — форма обучения, при которой каждому ребёнку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностях, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. При этом для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создаются специальные условия: перепланировка учебных помещений, новые методики обучения, адаптированный учебный план, изменённые методы оценки и другие. Инклюзию следует отличать от интеграции, при которой инвалиды, люди с ОВЗ или особыми образовательными потребностями обучаются в обычных учебных заведениях и адаптируются к системе образования, которая остаётся неизменной. Один из способов преодолеть барьеры к широкому внедрению инклюзивного образования – это развивать его в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов, подписанной Казахстаном в 2008 году.

В 1994 году под эгидой ЮНЕСКО в городе Саламанка прошла Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, в результате которой был провозглашён принцип инклюзивного образования и введён в международную практику термин «инклюзия». В принятой декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями были записаны первые принципы инклюзии:

  • Каждый ребёнок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.
  • Каждый ребёнок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности.
  • Необходимо разрабатывать системы образования и выполнять программы обучения так, чтобы принимать во внимание разнообразие этих особенностей и потребностей.
  • Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных на удовлетворение потребностей каждого ребёнка.
  • Обычные школы с инклюзивной ориентацией являются эффективным средством борьбы с дискриминацией, создают благоприятную атмосферу в обществе, обеспечивают доступное обучение, повышают эффективность и рентабельность системы образования.

В настоящее время количество детей с особыми образовательными потребностями значительно увеличилось, а значит и увеличилась потребность в помощи им и семьям, которые их воспитывают. К работе с семьёй, имеющей «особенных детей», следует подходить с гуманистических позиций, ориентировать родителей на опережающую подготовку ребёнка к жизни, вырабатывать у него умения мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы его развития, необходима комплексная психолого-педагогическая помощь. Под системой психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями, понимают педагогические мероприятия, обеспечивающие полноценное и гармоничное развитие ребенка с ОВЗ в его семье. Совершенно ясно, что процесс психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями всегда будет актуален, потому что, жизнедеятельность ребенка с ограниченными возможностями особенна и требует специального подхода со стороны взрослых. Целью психологического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в условиях общеобразовательного учреждения является оказание комплексной помощи, обеспечивающей успешную интеграцию детей с ограниченными возможностями.

Основными направлениями деятельности педагога-психолога инклюзивного образования являются:

  1. Психодиагностика.
  2. Психологическая помощь.
  3. Психологическое консультирование.
  4. Психологическое просвещение.
  5. Развивающая и психокоррекционная работа.

Наша общеобразовательная школа №49 г.Алматы, с 2011 года считается инклюзивной школой и обучает детей с особыми образовательными потребностями. На сегодняшний день в школе обучаются 19 таких детей. В этой школе я работаю третий год.

Так как, сейчас во всём мире чрезвычайное положение и карантин в учебных заведения, психолого-педагогическая помощь детям с особыми образовательными потребностями, помощь их родителям, классным руководителям и учителям предметникам — ведётся дистанционно.        Удалённое работа всех наших сограждан, в том числе и узких специалистов (дефектолог, логопед, психолог), опыт для каждого в свою пользу.

Для осуществления психологической поддержки был составлен план работы психологической службы для дистанционной работы. Создан WhatsApp мессенджер, телеграмм канал для родителей и учащихся для рекомендаций, различных методик для снятия стресса и восстановления эмоционального баланса. Через школьный инстаграмм и школьный сайт ведётся просветительская работа, а также проходят индивидуальные консультации с детьми и их родителями. Через WhatsApp мессенджер мы отправляем детям и родителям коррекционные, развивающие, просветительские видеоролики и различного рода информацию, которая помогает всем в такое тяжёлое для страны время.

Для нас каждый ребёнок особенный, все дети – равные!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*