Абдуаитова Сымбат Мамраимовна
воспитатель второй категории,
Комплекс школа-ясли-сад «Айгерім»
г.Шымкент
В современных условиях дошкольное образование является значимым ресурсом развития будущего Казахстана, что влечет за собой необходимость постоянного поиска эффективных способов и методов воспитания и обучения дошкольников. Связи с этим в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, новые стандарты требуют нестандартного подхода к обучению. Именно нестандартные формы проведения занятий повышают познавательную активность детей, и способствует поддержанию интереса к занятиям, а также лучшему освоению программы ДОУ.
Поиск новых форм и приемов организации обучения и воспитания дошкольников в наше время – явление не только закономерное, но и необходимое. В детском саду особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие каждого ребенка, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность детей. Успешным решением данной проблемы может стать использование нестандартных форм обучения и воспитания [1].
На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирования у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Oдним из мeтодoв активно внедряемым в практике дошкольного образования является метод проектной деятельности.
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребѐнка и одновременно формирование определѐнных личностных качеств. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. С помощью метода проектов достигается основная цель образования – развитие личности ребѐнка как непрерывная перестройка его опыта. Образование – это приобретение жизненного опыта.
Тoлчкoм к внедрению этoгo метода стaли социo-игровыe тeхнoлогии при плaнирoвании вoспитательнo-oбразовательного процесса. Мeтoд прoeктов является педагогической технологией, актуализирующей субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В своей практике мы стараемся, как можно чаще использовать нетрадиционные формы организованной образовательной деятельности с детьми. Главная цель таких занятий предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать, ведь интерес – это катализатор всей учебной деятельности.
Прoeктная дeятeльность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, нaвыки пaртнерскoго взаимодействия прeдстaвляeт сoбoй тaкoй тип усвoeния знаний, котoрый зaдaeт многочисленные вoзможнocти, их использование в рaзличных сoчетаниях, интеграции рaзличных видoв дeятельности [2].
Суть метода проектов – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать применение полученных знаний.
Одним из главных направлений в работе с детьми и родителями является экологическое воспитание.
Почему именно я выбрала тему природы?
Потому что большую роль экологическом образовании дошкольниокв играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь экологическое образование должно начинаться с обьектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, насекомых, птиц, закатов, рассветов и т.д. Родная природа – это источник, из которого ребенок черает знания и впечатления, является источником первых знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. А мы живем таком месте, где есть интересные для наблюдений природные обьекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности.
В группе реализованы не мало проектов, которые имеют свои результаты. (из опыта можно добавить!)
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая соцально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и обьединяются в одно целое. В проекте можно обьеденить содержание образования из различных областей знаний. Кроме того, открываются большие возможности для организации совместной познавательной-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей [3].
Опыт показал, что и дошкольники, и воспитатели, и родители с удовольствием и с большим интересом участвуют в процессе проектно-исследовательской деятельности.
Метод проекта помогает выйти на взаимодействие с родителями, меняет отношения в системе «дети-родитель-ребенок». В проектной деятельности появляется ценные отношения в этой триаде: понимание друг друга, поддержка и помощь в деятельности. Родители начинают видеть в педагогах своих помощников по воспитанию детей. Детский сад открывается для родителей такой стороной, которая понимает и принимает детей и родителей. Родители понимают, что дошкольное образовательное учтреждение готово оказать необходимую поддержку родителям – партнерам, поскольку имеет необходимые и достаточные знания и опыт в области педагогики и психологии [4].
Проектная деятельность — это искорка, зажигающий факел любознательности. Важность введения проектной деятельности необходима, так как в проектной деятельности «находят» себя все воспитанники.
Воспитание, формирование личности воспитанников осуществляется каждый день. Поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность воспитанников стала разнообразной, содержательной и строилась на основе самых высоких нравственных отношений. Радостным для него является сам процесс приобретения новых знаний, познания мира с трудностями, успехами и неудачами. Ни с чем несравнимую радость доставляют общение с ровесниками, коллективные дела, игры, совместные переживания. Каждый воспитанник — индивидуальность — наша задача — помочь ребёнку раскрыться.
Таким образом, рассмотренные выше метод проектов даѐт возможность детям накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребѐнка движущей силой, от которого зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности. Обучение приобретает форму исследования, применения уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по-настоящему интересуют ребѐнка. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня – это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольно образования
Литература:
- Поротникова М.В. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология. Образовательная социальная сеть, 2013г
- Чипегина В.А. Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность . Актобе, 2019
- Михеева Е.В. Современые технологии образования дошкольников. Волгоград, 2020
- Гулидова Т.В. Проектная деятельность в детском саду. Волгоград , 2018
- Колпачникова О.В. Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников// Воспитатель ДОУ, 2009. – № 3