Мангистауская область
Мунайлинский район
КГУ «Общеобразовательная школа №12»
Учитель начальных классов
Суйнбаева Айжамал Бисембаевна
В настоящее время, с развитием новых информационных технологий, становится возможным получение образования дистанционным путем. Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) представляют собой такие технологии, которые используются вместе с информационными и телекоммуникационными технологиями, при частично, или полностью опосредованном взаимодействии, то есть взаимодействии на расстоянии, ученика и учителя. Применение таких технологий позволяет сделать процесс образования более продуктивным. В условиях начальной школы это особенно актуально, ведь учащиеся только начинают осваивать школьное обучение.
Дистанционные образовательные технологии позволяют учащимся дополнить свои знания, ведь за время урока педагогу зачастую не удается рассмотреть весь материал по теме. В таком случае дистанционные образовательные технологии становятся своеобразными помощниками младшим школьникам, которые позволяют проверить домашнее задание, использовать обучающее тестирование, обсудить пройденный материал на форуме, и т.д.
ДОТ позволяют гораздо успешнее «восполнить пробелы», если школьнику по какой-либо причине пришлось пропустить урок. К таким причинам относятся:
— болезнь ребенка;
— обострение хронических заболеваний;
— инвалидность, связанная с ограниченными возможностями передвижения.
На сегодняшний день имеется тенденция увеличения детей, не посещающих школьные занятия по состоянию здоровья, поэтому все острее становится вопрос индивидуализации обучения таких детей. Дистанционное образование решает данную задачу.
Дистанционное обучение представляет собой такой тип обучения, в основе которого лежит образовательное взаимодействие удаленных друг от друга педагогов и учащихся с помощью компьютеров, телекоммуникационных технологий, а также ресурсов сети Интернет. Такое обучение включает в себя все присущие учебному процессу компоненты системы обучения: смысл, цели, содержание, организационные формы, средства обучения, система контроля и оценки результатов.
Дистанционное обучение оказывается и экономически выгодным, учитывая транспортные расходы и организационные расходы на всю систему очного обучения. По прогнозам ЮНЕСКО в XXI в. учащиеся средней школы будут проводить в школе лишь 30 – 40 % времени, 40% будет отведено на дистанционное обучение, а остальное время на самообразование.1
Дистанционное образование имеет следующие преимущества:
- Доступность данного вида образования, независимо от географического и временного положения учащегося;
- Свобода и гибкость в выборе курса обучения, планирования времени, места и продолжительности занятий;
- Мобильность. Дистанционное образование обеспечивает эффективное взаимодействие ученика и учителя, что является одним из основных условий успешности обучения;
- Технологичность, которая предполагает обязательное использование современных информационных и телекоммуникационных технологий в процессе осуществления образовательной деятельности;
- Социальное равноправие для любой категории обучающихся.
- Творческий подход к процессу образования как со стороны обучающего, так и со стороны обучающегося.
Следует отметить, что с помощью дистанционного обучения для ребенка открываются новые возможности, расширяются его и информационное пространство, и информационная сфера, развивается творческая и поисковая деятельность.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о перспективности дистанционного обучения в начальной школе. Со временем видов интерактивных методов коммуникации становится все больше, поэтому можно со всей уверенностью ожидать достаточного прогресса этого способа обучения. Кроме того, в настоящее время проводится достаточно большое количество исследований в данной области, с целью устранения недостатков, а также достижения более высокого уровня эффективности дистанционного обучения в начальной школе.
Следует отметить, что дистанционное обучение в начальной школе, в силу своей новизны и недостаточно большого опыта применения на практике, имеет и некоторые недостатки.
Так, один из основных недостатков дистанционного обучения в начальной школе заключается в том, что подобное получение знаний является применимым далеко не для всех детей, предполагая собой определенную степень ответственности и само мотивации. Данная проблема является достаточно сложным и весомым препятствием для получения дистанционного образования многих школьников 1-4 классов, и может быть решена только посредством жесткого контроля со стороны родителей.
Недостатком дистанционного способа обучения является и необходимость качественных интерактивных средств коммуникации, например компьютер, скоростной интернет и т.п., которые доступны не всем категориям граждан.
Дистанционное образование в начальной школе является достаточно нестандартным способом образования, что во многом также является отрицательной его стороной, так как зачастую вызывает соответствующие трудности у младших школьников. Для эффективного осуществления дистанционного обучения, учащемуся необходимо владеть такими навыками, как постановка цели, самостоятельное планирование своей работы, умение выделять главное, умение оценивать результаты и отслеживать их, что представляется невозможным в рамках начальной ступени образования, в силу возрастных особенностей младших школьников. Данные условия предполагают наличие наставника, который будет оказывать постоянную помощь ребенку, обучая его базовым способам учебной работы, и сопровождая индивидуальный образовательный маршрут. В качестве наставника не обязательно должен быть педагог, в данной роли может выступать и родитель.
В рамках рассматриваемой темы, нельзя не сказать и о трудностях, которые предстают перед учителем в процессе реализации дистанционного образования в начальной школе. Ведь данный процесс является достаточно трудоемким для него, и требует больших временных затрат, особенно тщательной подготовки, и личной заинтересованности.
Таким образом, дистанционное образование в начальной школе является довольно эффективным и актуальным типом образования, которое имеет множество преимуществ перед современной системой образования. В то же время, в настоящее время имеются и отрицательные его стороны. К слову, дистанционное обучение избавит детей от массы книг в сумках. Сейчас даже у первоклассника портфель иногда весит столько, что и подумать страшно, как дети ходят так в школу! Все это оказывает на здоровье негативное влияние. А электронные учебники вообще ничего не весят. Да и на занятии говорить, что вы забыли методичку дома, больше не получится. Есть доступ в сеть — значит, и весь материал будет у вас под рукой!
Однако нами отмечена перспективность развития и прогрессирования дистанционного образования.