Глагол. Спряжение глагола
урок — обобщение
Класс: 7.
Цель:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по теме;
- обратить особое внимание на совершенствование правописных навыков (личных окончаний глаголов, Ьпосле шипящих); развить умение определять морфологические признаки глагола;
- воспитывать творчески мыслящую личность, повышать интерес
- к предмету.
Оборудование: интерактивная доска
Ход урока
I. Организационный момент (проверка учащихся)
Приветствие учителя. Психологический настрой учащихся.
1. Мы будем учиться всегда!
Знание в жизни пригодиться.
Ученье – свет, незнанье- тьма.
Девиз наш: Учиться! Учиться! Учиться!
Начинаю урок с деления учеников на группы ( перевернутые стикеры с указанием «I спр.» и «II спр.» )
–На сегодняшнем уроке мы должны повторить всё, что узнали о глаголе, о его видах, о правописании безударной гласной в личных окончаниях глагола, Ь знака в окончаниях глагола второго лица единственного числа, закрепить умение правильно писать определять все морфологические признаки. Задачи не из легких. Но мы должны их решить.
Запись в тетрадях (число, классная работа).
- «Мозговая атака» НСВ ? СВ
I ? II
— кто расшифрует?
— глагол ( несов. вид, сов.вид ). Учащиеся рассказывают о глаголе.
Предлагаю учащимся решить орфографическую задачу.
На интерактивной доске выведены слова, которые нужно разделить с учётом их правописания на две группы.
Ответить на вопрос: По какому признаку каждую группу, в свою очередь, можно разделить на подгруппы? Приведите по1-2 примера.
Слова: раскаиваешься, багаж, молодёжь, сберечь, дач, стеречь, упряжь, пастбищ, ориентируешься.
— Устно произведите морфемный разбор слова сберечь,
- Закрепление и обобщение по теме
- Слово учителя.
Поскольку глагол по своей употребительности занимает 2-е место, а по некоторым известным данным 17605 слов в русском языке составляют глаголы с безударными личными окончаниями.
1 Задание. На доске записаны слова с пропущенными гласными (работа в группах);
1-ая группа выписывает I спр. 2-ая группа – II спр.
держ…тся, жал…т, руб…т, стро…т, кле…т, леч…т, ве…т, се…т, стро…мся, пиш…м, помо…шь,вытр…шь, рису…м.
Вставьте нужную гласную. Запишите слова, выделяя окончание глаголов, укажите спряжение, пользуясь алгоритмом.
(Алгоритм в виде “дерева” выведен слайдом на интерактивную доску)
Алгоритм:
- Поставьте глагол читает в форму инфинитива.
Вывод: пиши е
Входит ли в перечень 11 глаголов-исключений
Да-II спряжение; Нет- I спряжение
Всегда: пиши И; Всегда пиши Е
(Один ученик отвечает, остальные следят по своим работам. Внимательно выслушав своего товарища, дети оценивают ответ и при необходимости устраняют недочёты в нём).
Предлагаю провести взаимоопрос в парах: Рассказать друг другу алгоритм в виде “дерева”.
2 Задание.
Показ слайда. Определите спряжение глагола по форме инфинитива и запишите к каждому глаголу окончание 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа.
Сделайте графическое подчёркивание, например:
- пишет( на– ать, I–ое спряжение),
- слышит(на – ать, 4 гл.,II– ое спряжение)
- Кле–ить–II спр.,– ишь,– ите,– ит,– ят.
- Се–ять–I спр.,– ешь,– ете,– ет,–ют.
- Кол–оть– I спр.,– ешь,– ете,– ет,–ют.
После проверки показывается слайд с данной записью, чтобы у учащихся слова запомнились не только в форме инфинитива, но и в других личных формах.
3 Задание. (Показывается слайд, с пропущенными буквами в окончаниях)
Из данных пословиц выпишите глаголы в форме 2-го лица единственного числа. Графически выделите орфограмму “Мягкий знак в окончаниях глагола 2-го лица единственного числа”
Например, идёшь (2-е л., ед.ч.).
- Днём раньше посе…ш…– неделей раньше пожн…ш….
- По твоим делам о тебе судя…т.
- Что посе…ш…, то и пожн…ш….
- Глубже вспаш…ш…– больше хлеба возьм…ш….
- Волков разбуд…ш…–и сам не усн…ш….
(Один ученик вписывает на доске нужные буквы, делает вывод).
- Выборочный диктант с классификационным заданием: из текста выписываются в левый столбик глаголы I спряжения, а в правый– II-го.( На доске слайд).
Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль,
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
(С.Есенин)
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес.
(Н.Некрасов)
Ребята работают в парах, группах и проверяют работы друг у друга.
- Предлагаю устно решить задачу.
Глагол говорят – II спряжение, хотя инфинитив “говорить”. В чём здесь дело?
(Ответ: в окончании слова говорят гласный под ударением, а правило относится лишь к безударным гласным).
Приведите свои примеры.
- Подведение итогов урока. Выводы.
Задаю вопрос к учащимся:
-Что такое глагол?
-Что такое спряжение?
– Как мы определяем личные окончания глаголов?
На основе ответов учащихся делаем вывод, который оформляется на доске.
II спряжение И (– ат,– ят) · Все глаголы на ИТЬ (кроме брить, стелить) · 7 глаголов на – ЕТЬ: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть. · 4 глагола на – АТЬ: слышать, дышать, держать, гнать. | I спряжение Е (– ут,– ют) Все остальные глаголы |
- Подведение итогов, выставление оценок. Учитель благодарит детей за проделанную на уроке работу.
Нурбекова Г.О.,
учитель русского и литературы
школы-лицея «Казғарыш» № 50
имени Райымбек батыра, г. Астана