Глагол. Спряжение глагола

урок — обобщение

 Класс: 7.

Цель:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме;
  • обратить особое внимание на совершенствование правописных навыков (личных окончаний глаголов, Ьпосле шипящих); развить умение определять морфологические признаки глагола;
  • воспитывать творчески мыслящую личность, повышать интерес
  • к предмету.

Оборудование: интерактивная доска

Ход урока

I.  Организационный момент (проверка учащихся)

Приветствие учителя. Психологический настрой учащихся.

  1.   Мы будем учиться всегда!

       Знание в жизни пригодиться.

       Ученье – свет, незнанье- тьма.

       Девиз наш: Учиться! Учиться! Учиться!

Начинаю урок  с  деления учеников на группы ( перевернутые стикеры с указанием «I спр.» и  «II спр.» )

–На сегодняшнем уроке мы должны повторить всё, что узнали о глаголе, о его видах, о   правописании безударной гласной в личных окончаниях глагола, Ь знака в окончаниях глагола второго лица единственного числа, закрепить умение правильно писать  определять все морфологические признаки. Задачи не из легких. Но мы должны их решить.

Запись в тетрадях (число, классная работа).

  1. «Мозговая атака» НСВ ?          СВ

I              ?               II

— кто расшифрует?

— глагол ( несов. вид, сов.вид ). Учащиеся рассказывают о глаголе.

Предлагаю учащимся решить орфографическую задачу.

На интерактивной доске выведены слова, которые нужно разделить с учётом их правописания на две группы.

Ответить на вопрос: По какому признаку каждую группу, в свою очередь, можно разделить на подгруппы? Приведите по1-2 примера.

Слова: раскаиваешься, багаж, молодёжь, сберечь, дач, стеречь, упряжь, пастбищ, ориентируешься.

— Устно произведите морфемный разбор слова сберечь,

  • Закрепление и обобщение по теме
  • Слово учителя.

Поскольку глагол по своей употребительности занимает 2-е место, а по некоторым известным данным 17605 слов в русском языке составляют глаголы с безударными личными окончаниями.

1 ЗаданиеНа доске записаны слова с пропущенными гласными (работа в группах);

1-ая группа выписывает I спр. 2-ая группа – II спр.

держ…тся, жал…т, руб…т, стро…т, кле…т, леч…т, ве…т, се…т, стро…мся, пиш…м, помо…шь,вытр…шь, рису…м.

Вставьте нужную гласную. Запишите слова, выделяя окончание глаголов, укажите спряжение, пользуясь алгоритмом.

(Алгоритм в виде “дерева” выведен слайдом на интерактивную доску)

Алгоритм:

  1. Поставьте глагол читает в форму инфинитива.

Вывод: пиши е

Входит ли в перечень 11 глаголов-исключений

Да-II спряжение;                Нет- I спряжение

Всегда: пиши И;              Всегда пиши Е

 (Один ученик отвечает, остальные следят по своим работам. Внимательно выслушав своего товарища, дети оценивают ответ и при необходимости устраняют недочёты в нём).

Предлагаю провести взаимоопрос в парах: Рассказать друг другу алгоритм в виде “дерева”.

2 Задание.

Показ слайда. Определите спряжение глагола по форме инфинитива и запишите к каждому глаголу окончание 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа.

Сделайте графическое подчёркивание, например:

  • пишет( на– ать, I–ое спряжение),
  • слышит(на – ать, 4 гл.,II– ое спряжение)
  • Кле–ить–II спр.,– ишь,– ите,– ит,– ят.
  • Се–ять–I спр.,– ешь,– ете,– ет,–ют.
  • Кол–оть– I спр.,– ешь,– ете,– ет,–ют.

После проверки показывается слайд с данной записью, чтобы у учащихся слова запомнились не только в форме инфинитива, но и в других личных формах.

3 Задание. (Показывается слайд, с пропущенными буквами в окончаниях)

Из данных пословиц выпишите глаголы в форме 2-го лица единственного числа. Графически выделите орфограмму “Мягкий знак в окончаниях глагола 2-го лица единственного числа”

Например, идёшь (2-е л., ед.ч.).

  • Днём раньше посе…ш…– неделей раньше пожн…ш….
  • По твоим делам о тебе судя…т.
  • Что посе…ш…, то и пожн…ш….
  • Глубже вспаш…ш…– больше хлеба возьм…ш….
  • Волков разбуд…ш…–и сам не усн…ш….

(Один ученик вписывает на доске нужные буквы, делает вывод).

  1. Выборочный диктант с классификационным заданием: из текста выписываются в левый столбик глаголы I спряжения, а в правый– II-го.( На доске слайд).

Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль,
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
(С.Есенин)

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес.
(Н.Некрасов)

Ребята работают в парах, группах и проверяют работы друг у друга.

  1. Предлагаю устно решить задачу.

Глагол говорят – II спряжение, хотя инфинитив “говорить”. В чём здесь дело?

(Ответ: в окончании слова говорят гласный под ударением, а правило относится лишь к безударным гласным).

Приведите свои примеры.

  • Подведение итогов урока. Выводы.

Задаю вопрос к учащимся:

-Что такое глагол?

-Что такое спряжение?

– Как мы определяем личные окончания глаголов?

На основе ответов учащихся делаем вывод, который оформляется на доске.

II спряжение

И (– ат,– ят)

·                     Все глаголы на ИТЬ  (кроме брить, стелить)

·                     7 глаголов на – ЕТЬ: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть.

·                     4 глагола на – АТЬ: слышать, дышать, держать, гнать.

I спряжение

Е (– ут,– ют)

Все остальные глаголы

  • Подведение итогов, выставление оценок. Учитель благодарит детей за проделанную на уроке работу.

Нурбекова  Г.О.,

  учитель русского и литературы

школы-лицея «Казғарыш» № 50

имени Райымбек батыра, г. Астана

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*