Физика-это уникальный школьный предмет, в котором интегрированы знания из области математики и химии, литературы и истории, географии и астрономии. Повысить интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроках – это задача каждого учителя физики.
Обучение по обновленной программе позволит учащимся лучше адаптироваться в жизни, рационально применять приобретенные знания в жизненных ситуациях.
Задача современной школы заключается в воспитании гражданина страны, отвечающего всем требованиям нашего общества, в развитии личности учащегося на основе освоения способов деятельности, где урок остается главной формой обучения в современной школе, умелая организация которой обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала, формирует и развивает познавательные интересы и способности, творческое мышление, умения и навыки самостоятельного умственного труда.
Активизация мыслительной деятельности определяется такими условиями, как интерес к учению, инициативность в учебной работе, самостоятельность, напряжение физических и умственных сил для решения поставленной задачи. Развитие этих компонентов и составляет необходимое условие творческой учебно-познавательной деятельности учащихся.
Организационный аспект активизации мыслительной деятельности заключается в том, что в эту деятельность необходимо вовлечь всех учащихся. В условиях учебного процесса это требование может быть существенно лишь с помощью рационального сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной учебной работы учащихся.
Разнообразие методов – это успех активизации мыслительной деятельности.
Исследовательская работа на уроках физики существенно позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся, при организации лабораторных и практических работ — расширять знания по предмету и углублять практические навыки, в содержание которых включены элементы и задачи политехнического содержания, знакомящие обучающихся с физическими методами и приемами.
На уроках физики для формативного оценивания я использую методы обучения, что позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса и активизации мыслительной деятельности, с целью творческого развития способностей и уровня усвоения учащимися учебного материала. При организации индивидуальной, парной и групповой работы использую стратегии: «Джигсо», «Калейдоскоп вопросов», «Кластер», «Учимся сообща», «Собери слово», «Все в твоих руках», которые способствуют более глубокому и прочному усвоению учебного материала. Основной задачей урока является нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет подготовить себя к выбору профессии, к выходу в большую жизнь. Активизация мыслительной деятельности на уроках физики способствуют становлению и развитию образовательных потребностей личности, готового самостоятельно принимать решения, нести ответственность за результаты своей деятельности, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности.
Наибольшей активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке физики является использование информационных технологий, на сегодня занимает одно из ведущих мест. Безусловно, будущее — за информационными технологиями. С их помощью уже сегодня решается множество дидактических, организационных и методических проблем. Компьютер способствует индивидуализации и дифференциации обучения. Используя информационные технологии, можно развивать способности и навыки обучения и самообучения.
Современные педагогические технологии в сочетании с информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательными учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
Касимов Сагдат Тлеубекович,
учитель физики и математики
школы-лицея №6 города Экибастуза
Павлодарской области.
Замечательная и очень полезная статья!!!!
В условиях быстрого развития науки, техники и технологий меняется характер труда людей, в связи с этим одной из основных задач стоящих перед учителями физики является формирование мышления учащихся. Для того, чтобы подготовить человека к продолжению образования и труду, нужно научить его объяснять факты и явления, встречающиеся в трудовой деятельности и общественной жизни, а для этого нужно владеть общими идеями, принципами и научными методами, позволяющими с общей точки зрения оценивать частные факты. Это очень важный и хороший метод. Желаю удачи и успехов учителю.
В статье указаны все формы и методы, который использует учитель. Информационная технология очень актуальна в нынешнее время, где в статье указана значимость этой технологии
Учителем в статье описан методика преподавания, формы и стратегии, значение практических и лабораторных работ в обеспечении качественного обучения
Спасибо коллеге за полезную статью, обмен опыта работы!
Рахмет автору, статья дельная