Педагог и ребенок с особыми образовательными потребностями: взаимодействие и поддержка
Актуальные вопросы, которые задают себе педагоги, врачи и родители стали темой секционного заседания, подготовленного методическим кабинетом дошкольного и общего среднего образования Управления образования акимата Костанайской области в рамках августовской конференции.
— Программа секции была составлена исходя из наиболее проблемных моментов в диагнозах детей с особыми образовательными потребностями, часто встречаемых у учащихся. Среди них дети с задержкой психического развития, аутизмом и речевыми нарушениями, — открыла семинар-консалтинг руководитель отдела специального инклюзивного образования методкабинета ДиОСО Айжан Киныбаева.
Как отметила Валентина Гичук, учитель начальных классов СШ № 1 имени Димитрова Федоровского района, дети-аутисты рождаются всё чаще. На 1000 жителей приходится 5-8 особенных малышей.
Валентина Викторовна сама воспитывает ребенка с данным диагнозом. С участниками совещания она поделилась колоссальным опытом сопровождения ребенка начиная от дошколы и до среднего школьного звена. Подробно остановилась на методах психологической помощи, реабилитации ребёнка с диагнозом аутизм, правилах поведения в социуме.
— По-прежнему сложно разобраться, что такое аутизм: болезнь или гениальность? — акцентировала Гичук. — Особые дети могут родиться абсолютно у каждого, и они абсолютно не виноваты в своей особенности. Они просто другие и им тоже нужно дать шанс любить, мыслить, учиться, мечтать.
Особенности работы с детьми, имеющими речевые нарушения, в общеобразовательной школе также стали одной из ключевых тем обсуждения на секционном заседании. Логопед кабинета психолого-педагогической коррекции г. Костаная Ирина Радаева на практическом занятии особое внимание педагогов обратила на характеристику первых признаков проблемы.
— Возможно, мир стоит у истоков создания качественно нового образовательного пространства, которое позволит преодолеть традиционно сложившиеся границы между нормой и аномалией, детством и молодостью, взрослостью и зрелостью, — отметила в своем обзоре нормативно-правовых документов Марина Климентьева, логопед областной ПМПК. — В условиях современной информационно-экологической, антропогенной цивилизации это придаст образованию «новое лицо»: через преодоление дискретности, локальности, закрытости, пограничности — к непрерывности образования человека будущего. Будучи одним из актуальных направлений современного образования, инклюзивный подход в образовании находится в экспериментальной стадии и нуждается в глубоком теоретическом обосновании методологических, психолого-педагогических и содержательных аспектов.
Завершило работу секции заседание творческой группы педагогов инклюзивного образования, в соавторстве разрабатывающих методические рекомендации для учителей начальных классов, включая краткосрочные учебные планы, рекомендации психологов и учителей-предметников.
Оксана ЛУКАШ,
завсектором информационного сопровождения
отдела ИЭД и ОСО
методкабинета дошкольного
и общего среднего образования УО АКО