Home » О моем опыте » Расширение образовательного пространства воспитанников с ОВЗ через легоконструирование и робототехнику в учреждениях дополнительного образования

Расширение образовательного пространства воспитанников с ОВЗ через легоконструирование и робототехнику в учреждениях дополнительного образования

Система дополнительного образования включает в себя всё разнообразие направлений, обеспечивающих интересы детей всех возрастов. Именно в системе дополнительного образования стал возможным индивидуальный подход к воспитаннику с особыми возможностями. Большая ответственность возлагается на педагога, который поможет такому воспитаннику познать мир, сложный и недоступный. Именно педагог помогает воспитаннику познать себя, преодолеть свою «неполноценность». И заявить всему миру «Я такой же, как все!». Дети с особыми возможностями изолированы от общества, они живут в своём закрытом, недоступном для нас мире. Но эти дети рисуют, лепят, делают аппликации, шьют, их работы наполнены эмоциями, переживаниями, радостью, восторгом и болью. Дети с особыми возможностями в силу своих «ограничений»  воспринимают этот мир ярче, острее, эмоциональней, чем их здоровые сверстники. Они более усердны, вдумчивы и внимательны, так как их физические возможности ограничены. И именно в занятиях творчеством дети-инвалиды находят отдушину в этом мире, творчество помогает в адаптации и реабилитации, оно являются самовыражением и самореализацией.

Главная проблема, с которой они сталкиваются – это непонимание, отторжение обществом, отсутствие общения со сверстниками, нежелание людей замечать их. Ведь им, как и всем детям, необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. И эту проблему можно решить через занятия в учреждениях дополнительного образования, так как зачастую это является единственной возможностью для детей с ОВЗ, для их продуктивной творческой деятельности и социального общения.

Наш «Центр технического творчества» ведет работу с детьми с ОВЗ, а это подразумевает разработку специальной учебной образовательной программы дополнительного образования, показывающей как собственная модель организации обучения, воспитания, развития и реабилитации детей с ОВЗ реализуется в нашем ЦТТ.

Задачами воспитания ученика с нарушением развития являются его интеграция в жизнь и осуществление компенсации его недостатка каким-либо другим путем. Интегрированное обучение – это обучение и воспитание детей с дефектами психофизического развития в едином потоке с нормально развивающимися детьми. Мы стараемся создать такие условия, при которых воспитанник мог максимально быть адаптирован. Новизна в том, что не ученик приспосабливается под среду нашего учреждения, а мы, педагоги приспосабливаемся под ученика, помогаем развивать способности, какими он обладает.

Воспитанники моей группы – это дети, имеющие различные отклонения психофизического плана, которые обуславливают нарушения общего развития, некоторые дети не умеют логически и конструктивно мыслить, доказательно рассуждать. У других слабо развита моторика пальцев  рук, наблюдается несформированность навыков общения со сверстниками, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Занятия с воспитанниками я начинаю с разговоров с похвалы. Во время работы обращаю внимание на ошибки только косвенным образом. Стараюсь не критиковать и не делать замечаний. Не приказываю, вспоминая об ошибках, а задаю вопросы. Нужно постоянно поощрять детей, делая любую ошибку легко исправимой.

Воспитанник с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, проходит путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так важно для успешной социализации. Ряд качеств, которые формируются у воспитанника в процессе творческой деятельности, в конечном итоге положительно скажется на характере.

Периодически проводится и отслеживается уровень конструктивного интеллекта через проведение педагогической диагностики (мониторинга), которая позволяет сделать вывод о позитивных результатах проделанной работы (Приложение 1). Отмечается повышение уровня следующих показателей:

  • Навыки подбора необходимых деталей по форме и цвету (тема: «Развитие пространственного мышления, умение производить роботов по заданному изображению, приближенного к оригиналу».
  • Умение проектировать по образцу (тема: «Создание робота-манипулятора».
  • Умение конструировать, используя пошаговую схему (тема: «Создание робота-учителя».

Целью использования легоконструирования в системе дополнительного образования является овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука», изучение основных свойств конструкций: жесткости, прочности и устойчивости.

Мелкая моторика рук – это взаимодействие ладоней и пальцев с предметами. Развитие речи, сознания, внимания, координации напрямую зависит от этой самой моторики. И чем раньше начать заниматься с воспитанником, заставляя его выполнять разнообразные действия руками, тем выше вероятность того, что воспитанник будет развиваться, если не быстрее сверстников, то на одном уровне с ними.

Наш кабинет робототехники оборудован большими столами с бортами, которые не позволяют деталям упасть на пол. Конструировать детям удобнее стоя, при удобной расстановке столов, нужно дать возможность свободно перемещаться и при необходимости садиться. Это даст воспитаннику возможность не уставать, сохраняя физическую активность. Рассыпав детали на столе, ученики сортируют их по назначению, цвету, размеру. Это своеобразное занятие, позволяющее успешно развивать мелкую моторику. Конструктор ЛЕГО состоит из множества мелких разноцветных деталей. Воспитанник может выполнять не только простые движения – сортировку по размеру, но также и соединять мелкие детали в более крупные, а потом разбирать их обратно. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи.

На занятиях мною используются приемы на воздействие эмоциональной и познавательной сферы, а именно:

– Игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими («Профилактика и разрешение конфликтов», «Тренинг развития навыков доброжелательного общения);

– Психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы в области лица и кистей рук («Напряжение- расслабление», «Центр тяжести»).

В настоящее время на занятиях кружка Робототехники стараемся максимально использовать концепцию развития универсальных учебных действий соответствующих ключевым целям общего образования. Можно выделить четыре блока УУД:

  • Личностные УУД – Как понять себя и чувства другого?

Осваивая  личностные универсальные умения, воспитанник более успешно принимает нормы поведения в обществе, учится правильно оценивать себя и свои поступки, сопереживать, оказывать взаимопомощь.

  • Регулятивные УУД – Что входит в умение учиться?

-Развитие способности к целеполаганию;

-Развитие способности к планированию;

-Развитие способности к прогнозированию;

-Формирование действия контроля;

-Формирование действия коррекции;

-Развитие способности к оценке;

-Формирование волевой саморегуляции.

  • Познавательные УУД – Как сделать учебу интересней?

Это исследовательская работа, следствием которой является овладение информацией, анализа и сравнения.

  • Коммуникативные УУД – Умеем ли мы общаться?

– Это умение общаться, выстраивать доброжелательные отношения в коллективе, разрешать конфликты, эффективно добывать знания и приобретать соответствующие умения.

В нашем кружке используются разные приемы для эффективного развития коммуникативных действий:

«Аукцион идей» – дети пытаются предположить, где применяются механизмы в жизни.

«Бюро прогнозов» – воспитанники исследуют собственную модель, выявляют и устраняют ее недостатки.

«Комментирование» – самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу собранной модели.

«Соревнования» – воспитанники на собранных моделях соревнуются на скорость и дальность.

«Экскурсовод» – устная презентация моделей.

«Выставка» – публичная демонстрация собственных моделей.

Основным результатом моего опыта является создание условий для обогащения развития воспитанников, умение работать самостоятельно и в коллективе, ценить свой труд и труд товарищей. Каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить свою творческую индивидуальность и добиться определенных результатов.

Быть педагогом дополнительного образования не так уж просто, и дано не каждому. Недостаточно знать предмет, который преподаёшь, важно донести его до воспитанников так, чтобы они не просто поняли, о чём идёт речь, а заинтересовались, поверили в важности и необходимости изучения, захотели узнать больше. А ещё педагог дополнительного образования должен уметь найти подход к каждому из воспитанников, ведь они уникальны по-своему. Хороший педагог умеет привить интерес к учёбе, а не только к своему предмету. Он найдёт лучшие качества в каждом из воспитанников и сможет развить их.

Педагог не посредник между миром и детьми, он на стороне детей, он вместе с ними и во главе их. Его цель – не дети, а мир, который он улучшает вместе с детьми,  проживает, переживает, что происходит каждый день, соединяя воедино кропотливое творчество и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с воспитанниками.

 

 

            Шутов Константин Геннадьевич,

КГУ «Центр технического творчества отдела образования

акимата города Тараз»

 

 

 

 

Приложение 1

Мониторинг уровня конструктивного интеллекта

 

 

Навыки

НикитаНурисламАрнурБогдан
Ослабленное

зрение

 

Задержка в развитииОслабленный слухНарушение

координации

движения

Навыки подбора

необходимых деталей

по форме и цвету

Допущены ошибки

при подборе деталей

по цвету

Допустил ошибку

при подборе деталей

по цвету

Допустил ошибку

при подборе деталей

 

Допустил ошибку

при подборе деталей

 

Умение проектировать

по образцу

Ошибка при

подключении

портов

Не смог справиться

с работой с инстр.

картами

Неправильно

закрепил колесо к

мотору

Неправильно

Закрепил зубчатое

колесо

Умение конструировать

используя пошаговую

схему

Допустил ошибку

при подборе

зубчатого колеса

Допустил  ошибку

при подборе

балки

Допустил ошибку

при подборе

зубчатого колеса

Для выполнения

задания учащемуся

требуется дополни-

тельное время

% выполнения работы50%45%55%60%

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*