Формирование четвертой промышленной революции – это объективная реальность сегодняшнего дня. Мы стоим у истоков преобразований, которые фундаментально изменят нашу жизнь, труд и общение. По масштабу, объему и сложности это явление не имеет аналогов во всем предыдущем опыте человечества.
Сегодня еще только предстоит осознать всю полноту темпов развития новой революции: неограниченные возможности общества, в котором миллиарды людей связаны между собой мобильными устройствами, ошеломляющее сочетание зарождающихся технологических прорывов в самом широком спектре областей. Основным фактором здесь является повсеместное внедрение элементов четвертой промышленной революции. Это автоматизация, роботизация, искусственный интеллект, обмен большими данными, которые в свою очередь, позволят повысить производительность труда, трехмерную печать, нано- и биотехнологии, квантовые вычисления.
Образовательная робототехника – современная технология обучения подрастающего поколения, которая в творческой форме позволит изучить науки, такие как физика, математика, черчение, технология, кибернетика, и множество других наук. Робототехника – это на сегодняшний день – первая ступень в новом, современном образовании, которая нацелена не на тупое зазубривание учебного материала, а превращение образования в увлекательный, живой процесс, который позволит более глубоко изучить все виды современных наук.
Новая программа позволяет учащимся не только получать новые знания, но и воплощать в жизнь свои задумки. И что самое приятное, преподаватели не ограничивают полёт фантазии учеников – интересно, что далеко не все они хотели бы в будущем заниматься именно роботостроением. Кто-то желает стать врачом, кто-то – учёным, а кто-то – космонавтом. Но освоение робототехники немыслимо без знаний компьютерных технологий, математики, физики. Дети учатся принимать решения, правильно воспринимать неудачи и промахи, сосредотачиваться на конкретных задачах. А это пригодится в любой профессии.
Наиболее распространённым на данный момент является семейство конструкторов LEGO, позволяющих охватить практически все возрастные группы учащихся, начиная от младших школьников и заканчивая учащимися старших классов. Данное обстоятельство является крайне важным, так как позволяет сохранить преемственность и поэтапность образовательного процесса.
Для обучения робототехнике в средней школе может быть использован конструктор Lego Mindstorms. Lego Mindstorms EV3 – конструкторский набор программируемой робототехники, который дает возможность создавать и управлять собственными роботами LEGO. При этом конструктор Lego Mindstorms EV3 является наиболее распространённым, поскольку позволяет решать широкий спектр практических задач для школьников от 8 до 18 лет.
Наличие отдельного программируемого блока в сочетании со средой программирования высокого уровня делает данный набор серьёзным инструментом, позволяющем создавать роботов, решающих достаточно сложные задачи. Важным достоинством Lego Mindstorms является его простота и гибкость. Набор позволяет подобрать необходимые детали практически под любую задачу либо объединить несколько наборов для решения сложных задач.
Так, в ходе исследования образовательных робототехнических решений LEGO MINDSTORMS Education EV3 ученики могут самостоятельно выполнять задания, структурированные для активного изучения:
- Основы. Научитесь управлять приводной платформой и активировать действия на основе данных, поступающих от различных датчиков.
- Более сложные действия. Освойте основы более сложных тем, таких как циклы программ, переключатели, многопозиционные переключатели, массивы и шины данных.
- Аппаратные средства. Ознакомьтесь с интеллектуальным модулем EV3 и с разнообразными датчиками и моторами.
- Регистрация данных. Освойте принципы регистрации данных, такие как регистрация данных в реальном времени и удаленных данных, программирование на графике и расчет наборов данных.
- Инструменты. Узнайте, как использовать разнообразные инструменты, которые включены в программное обеспечение.
Представленная структура образовательных робототехнических решений LEGO способствует повышению мотивации и эффективному обучению школьников. Именно за счет активной, увлекательной деятельности образовательные решения LEGO формируют навыки, необходимые для успешного развития в течение всей жизни.
Образовательная робототехника, как живой организм постоянно развивается, открывает новые возможности применения, классическим наукам, таким как информатика, физика, математика, и другие науки современной школы. И сегодня образовательная робототехника позволяет добиваться успеха в образовании по следующим аспектам:
- среда программирования робота – как правило имеет визуальное оформление, то есть ученик сразу же видит результаты составленного им алгоритма действий;
- робототехнические комплекты позволяют оперировать множеством данных поступающие от многочисленных датчиков, тем самым ученик видит, практически все процессы, которые происходят в том числе и в живом организме, что в последствии позволяет наглядно изучать биологию, экологию и другие естественные науки;
- практическое конструирование робота позволит наглядно изучить раздел физики — «Механика»;
- виртуальные среды, позволят создать не только процессы, но и предметы, а так же позволит объединить учеников в команды, а значит появляется возможность повышения уровня коллективной ответственности.
Сыздыкова Асемгуль Ибрагимовна
Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР
по Карагандинской области, г.Караганда